Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 1099990-6 "О ратификации Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Специального административного района Гонконг Китайской Народной Республики об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от налогообложения в отношении налогов на доходы и Протокола к нему"
Досье на проект федерального закона
Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Специального административного района Гонконг Китайской Народной Республики (далее - Договаривающиеся стороны) об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от налогообложения в отношении налогов на доходы и Протокол к нему (далее - Соглашение и Протокол к нему) подготовлены во исполнение поручения Президента Российской Федерации от 30 августа 2014 г. N Пр-2088 и поручения Заместителя Председателя Правительства Российской Федерации А.В. Дворковича от 9 сентября 2014 г. N АД-П13-6795 о повышении эффективности привлечения финансирования на азиатских финансовых рынках.
При заключении Соглашения российская сторона основывалась на Типовом соглашении между Российской Федерацией и иностранными государствами об избежании двойного налогообложения и о предотвращении уклонения от уплаты налогов на доходы и имущество, утвержденном постановлением Правительства Российской Федерации от 24 февраля 2010 г. N 84. Стороны также руководствовались типовыми моделями, рекомендованными Организацией экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) и Организацией Объединенных Наций (ООН).
Целью Соглашения и Протокола к нему является обеспечение условий, при которых юридические и физические лица каждой из Договаривающихся Сторон не будут дважды уплачивать налоги с одного и того же вида дохода в своей Стороне и Стороне-партнере. Решение этого вопроса способствует обоюдному привлечению инвестиций и обеспечивает условия для устранения двойного налогообложения юридических и физических лиц.
Основными положениями Соглашения и Протокола к нему являются следующие:
Сфера применения Соглашения
Ввиду отсутствия в Гонконге налога на имущество Соглашение распространяется только на налоги на доходы (включая доходы от отчуждения имущества) лиц, имеющих местожительство, постоянное местопребывание, место управления, место регистрации в России или в Гонконге, хотя среди гонконгских налогов поименован налог на имущество, который на самом деле взимается не с имущества как такового, а с доходов от его использования.
Налогообложение прибыли от предпринимательской деятельности
Соглашение предусматривает, что налогообложение прибыли от предпринимательской деятельности лица одной Договаривающейся Стороны производится в другой Договаривающейся Стороне, если такое лицо осуществляет деятельность в этой другой Стороне через расположенное в ней постоянное представительство. При этом прибыль этого предприятия может облагаться налогом в этой другой Стороне только в той части, которая относится к этому постоянному представительству.
Кроме того, термин "постоянное представительство" включает строительную площадку, строительный, сборочный или монтажный объект или надзорную деятельность, связанную с ними, если указанная площадка, объект или деятельность существуют более 12 месяцев, а в отношении оказания услуг - если такие услуги оказываются в течение периода или периодов времени, превышающих 183 дня в любом 12-месячном периоде, начинающемся или заканчивающемся в соответствующем налоговом периоде.
Налогообложение доходов от имущества
Доходы от недвижимого имущества могут облагаться налогами в той Стороне, где такое имущество фактически находится.
Налогообложение прибыли от морских и воздушных перевозок
Прибыль, полученная предприятием Доваривающейся Стороны от эксплуатации морских или воздушных судов в международных перевозках, подлежит налогообложению только в этой Стороне.
Налогообложение дивидендов
Дивиденды, выплачиваемые компанией, являющейся резидентом одной Стороны, резиденту другой Стороны, могут облагаться налогом в этой другой Стороне.
Однако такие дивиденды могут также облагаться налогами в Договаривающейся Стороне, резидентом которой является компания, выплачивающая дивиденды, но если получатель, имеющий фактическое право на дивиденды, является резидентом другой Договаривающейся Стороны, то взимаемый таким образом налог не должен превышать:
a) 5 процентов общей суммы дивидендов, если лицом, имеющим фактическое право на них, является компания (не являющаяся товариществом), которая прямо владеет не менее чем 15 процентами капитала компании, выплачивающей дивиденды;
b) 10 процентов общей суммы дивидендов во всех остальных случаях.
Вместе с тем дивиденды освобождаются от налогообложения в той Договаривающейся Стороне, в которой они возникают, если они выплачиваются:
a) применительно к Гонконгу: Правительству Гонконга, Валютному Управлению Гонконга, Валютному Фонду, а также любому образованию, которое полностью или в основном принадлежит Правительству Гонконга и в отношении которого имеется договоренность между компетентными органами двух Договаривающихся Сторон;
b) применительно к России: Правительству Российской Федерации, Центральному банку Российской Федерации, а также любому образованию, которое полностью или в основном принадлежит Правительству Российской Федерации и в отношении которого имеется договоренность между компетентными органами двух Договаривающихся Сторон.
Налогообложение процентов
Исключительное право взимать налоги с дохода в виде процентов предоставляется Договаривающейся Стороне, резидентом которой является получатель процентов. Таким образом, проценты, выплачиваемые российскими заемщиками гонконгским банкам, освобождаются от налогообложения в Российской Федерации, что является главным условием заключения Соглашения в соответствии с вышеуказанными поручениями Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации.
Налогообложение доходов от авторских прав и лицензий
Доходы от авторских прав и лицензий, возникающие в одной Стороне и выплачиваемые резиденту другой Стороны, могут облагаться налогом в этой другой Стороне.
Однако такие доходы могут также облагаться налогом в той Стороне, в которой они возникают, но если их фактический получатель является резидентом другой Стороны, то взимаемый налог не должен превышать 3 процентов общей суммы доходов от авторских прав и лицензий.
Низкая ставка налога в данном случае способствует привлечению в Россию из Гонконга передовых технологий.
Налогообложение доходов физических лиц
Соглашение предусматривает режим налогообложения доходов физических лиц, аналогичный принятому в международной практике.
Физическое лицо уплачивает налоги со всех своих доходов в той Стороне, в которой оно находится свыше 183 дней в течение 12-месячного периода.
Исключение с учетом международной практики сделано для членов экипажей транспортных средств, артистов, спортсменов, государственных служащих, пенсионеров и студентов.
Меры противодействия злоупотреблениям
Соглашение содержит положения о том, что Договаривающиеся Стороны не ограничены в своем праве применять национальное законодательство и меры, противодействующие уклонению от налогообложения.
Обмен информацией
Соглашение и Протокол к нему регулируют вопросы обмена информацией между компетентными органами Договаривающихся Сторон.
В соответствии с современными требованиями международного сотрудничества в налоговой области Соглашение содержит ряд положений, которые позволяют Российской Федерации повысить эффективность обмена налоговой информацией между налоговыми органами России и Гонконга.
Соглашение содержит положения, не позволяющие отказать в предоставлении запрошенной информации только на основании отсутствия заинтересованности в такой информации у запрашиваемой Стороны для собственных налоговых целей, а также на основании того, что такой информацией располагают банки и иные кредитные организации, номинальные держатели, агенты, доверительные управляющие или если такая информация касается имущественных интересов применительно к каким-либо лицам.
Другие положения
Соглашение гарантирует недопущение налоговой дискриминации.
Соглашение регулирует процедуру рассмотрения обращений и заявлений налогоплательщиков и разрешения споров в случае, когда действия одной или обеих Договаривающихся Сторон приводят или приведут к его налогообложению не в соответствии с положениями заключенного Соглашения.
Соглашение определяет методы устранения двойного налогообложения.
В соответствии с подпунктом "а" пункта 1 статьи 15 Федерального закона от 15 июля 1995 г. N 101-ФЗ "О международных договорах Российской Федерации" Соглашение и Протокол к нему подлежат ратификации, поскольку содержат правила иные, чем предусмотренные Налоговым кодексом Российской Федерации, относительно налогообложения дивидендов, процентов, доходов от авторских прав и лицензий, прибыли от международных перевозок, полученных юридическими и физическими лицами Договаривающихся Сторон, а также оказания содействия во взыскании налогов.
Реализация Соглашения и Протокола к нему не потребует дополнительных финансовых расходов из федерального бюджета, а получение российскими налоговыми органами возможности запрашивать интересующую информацию от аналогичных гонконгских органов может привести к выявлению дополнительных источников налоговых поступлений в соответствующие бюджеты.
Положения Соглашения и Протокола к нему, проекты постановления Правительства Российской Федерации и федерального закона о ратификации не противоречат положениям Договора о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 г., а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
Реализация Соглашения и Протокола к нему не окажет влияния на реализацию государственных программ Российской Федерации.
Финансово-экономическое обоснование
к проекту федерального закона "О ратификации Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Специального административного района Гонконг Китайской Народной Республики об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от налогообложения в отношении налогов на доходы и Протокола к нему"
Реализация Федерального закона "О ратификации Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Специального административного района Гонконг Китайской Народной Республики об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от налогообложения в отношении налогов на доходы и Протокола к нему" не потребует расходов, покрываемых за счет федерального бюджета.
Перечень
федеральных законов, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О ратификации Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Специального административного района Гонконг Китайской Народной Республики об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от налогообложения в отношении налогов на доходы и Протокола к нему"
Принятие Федерального закона "О ратификации Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Специального административного района Гонконг Китайской Народной Республики об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от налогообложения в отношении налогов на доходы и Протокола к нему" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия других федеральных законов.
Перечень
нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О ратификации Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Специального административного района Гонконг Китайской Народной Республики об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от налогообложения в отношении налогов на доходы и Протокола к нему"
Принятие Федерального закона "О ратификации Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Специального административного района Гонконг Китайской Народной Республики об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от налогообложения в отношении налогов на доходы и Протокола к нему" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.