Досье на проект федерального закона
Федеральный закон от 1 мая 2016 года N 119-ФЗ "Об особенностях предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и расположенных на территориях субъектов Российской Федерации, входящих в состав Дальневосточного федерального округа, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон) действует менее месяца, однако в правоприменительной практике возникли проблемы, которые необходимо разрешить. В связи с тем, что земельные участки предоставляются лишь на территориях субъектов Российской Федерации, входящих в состав Дальневосточного федерального округа, указанные субъекты Российской Федерации и граждане, проживающие на территориях этих субъектов Российской Федерации, оценивают Федеральный закон с точки зрения соблюдения их прав, свобод и интересов. Единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ. Государственное Собрание (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) вносит данный законопроект в целях учета мнения населения, обеспечения прозрачности и публичности принятия решений при предоставлении земельных участков, создания оптимальных условий для правоприменительной деятельности.
1. Законопроектом вносится изменение в часть 2 статьи 2 Федерального закона, предусматривающее возможность предоставления гражданину земельного участка, площадь которого превышает один гектар. При этом основания и условия предоставления земельного участка предлагается определять законом соответствующего субъекта Российской Федерации, входящего в состав Дальневосточного федерального округа, с учетом природно-климатических особенностей и естественной урожайности кормовых угодий региона.
2. Законопроектом предлагается часть 3 статьи 2 Федерального закона дополнить нормой, предусматривающей наделение законодательных (представительных) органов субъектов Российской Федерации, входящих в состав Дальневосточного федерального округа, полномочиями по определению территорий, в границах которых земельные участки не могут быть предоставлены в безвозмездное пользование. Предложение обусловлено тем, что положение части 3 статьи 2 Федерального закона касается наиболее важных общественных отношений, которые требуют регулирования законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта Российской Федерации.
3. Федеральным законом предоставлена возможность получить в упрощенном порядке земельные участки на территориях субъектов Российской Федерации, перечисленных в статье 1 Федерального закона. Указанная норма не обеспечивает реализации основной идеи Федерального закона, состоящей в создании условий для привлечения граждан Российской Федерации в дальневосточные регионы и интенсификации социально-экономического развития субъектов Российской Федерации, входящих в состав Дальневосточного федерального округа. В связи с этим предлагается изложить часть 5 статьи 2 Федерального закона в новой редакции с целью усиления мотивации граждан, получивших земельные участки и оформивших соответствующие документы, к переезду на постоянное место жительства в субъекты Российской Федерации, входящие в состав Дальневосточного федерального округа.
4. Федеральный закон не определяет единый орган, уполномоченный на распоряжение земельными участками. Например, в настоящее время уполномоченными органами по распоряжению земельными участками в Республике Саха (Якутия) являются 447 органов (государственные органы исполнительной власти и органы местного самоуправления). Такое большое количество уполномоченных органов осложняет координацию деятельности, направленную на реализацию Федерального закона, осуществление мониторинга и сбор информации, создает неудобства для граждан при подаче заявлений о предоставлении земельных участков. В связи с этим законопроектом вносится изменение в часть 7 статьи 2 Федерального закона, которым предлагается определить уполномоченными органами по распоряжению земельными участками на уровне местного самоуправления органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов.
5. Одной из задач создания федеральной информационной системы является информационное взаимодействие с регионами и получение соответствующей информации, в том числе с применением электронного документооборота. С 2014 года в Республике Саха (Якутия) используется система геопространственного обеспечения "Инфраструктура пространственных данных Республики Саха (Якутия)". Аналогичные системы функционируют в Камчатском и Приморском краях. Работа данной информационной системы эффективно способствовала организации работ по наполнению федеральной информационной системы необходимыми сведениями. Между тем указанные системы не взаимодействуют между собой, что приводит к дополнительным техническим процедурам для передачи информации из одной системы в другую.
В целях организации взаимодействия федеральной и региональных систем законопроектом вносится изменение в статью 6 Федерального закона, которое позволит сократить технические процедуры для передачи информации, необходимой для реализации Федерального закона.
6. Законопроектом вносится изменение в статью 8 Федерального закона об ограничении видов использования земельного участка из состава земель лесного фонда в части исключения заготовки древесины из перечня видов использования лесов. Это обусловлено тем, что граждане, которым в соответствии с Федеральным законом предоставлены земельные участки, имеют право на вырубку лесных насаждений, находящихся на соответствующих земельных участках, а возможность реализации полученной древесины Федеральный закон не ограничивает. При этом предусмотренные лесным законодательством требования по охране, защите, воспроизводству лесов, лесному планированию, механизмы контроля за деятельностью лесопользователей не распространяются на владельцев указанных участков.
7. Законопроектом вносится изменение в часть 7 статьи 9, касающееся увеличения срока исковой давности для оспаривания договора безвозмездного пользования земельным участком до одного года. Шестимесячный срок исковой давности, установленный Федеральным законом, может привести к существенному нарушению прав граждан и юридических лиц на земельные участки, правообладателями которых они являются. Пропуск этого срока по неуважительным причинам является основанием для отказа в удовлетворении обоснованных и законных по существу исковых требований граждан и юридических лиц о признании договора безвозмездного пользования земельного участка недействительным.
Согласно статье 196 Гражданского кодекса Российской Федерации общий срок исковой давности составляет три года со дня, определяемого в соответствии со статьей 200 Гражданского кодекса Российской Федерации. В части 1 статьи 197 Гражданского кодекса Российской Федерации для отдельных видов требований Федеральным законом могут устанавливаться специальные сроки исковой давности (сокращенные или более длительные по сравнению с общим сроком).
8. Законопроектом предлагается изменить этапы применения Федерального закона. Это дало бы возможность реализовать право на приобретение земельного участка более широкому кругу граждан, проживающих на территориях субъектов Российской Федерации, входящих в состав Дальневосточного федерального округа, в приоритетном порядке, а также позволило бы выявить недостатки Федерального закона и своевременно улучшить правоприменительную практику по его реализации.
Механизмы реализации Федерального закона еще предстоит отрабатывать. В этот период крайне важно не допустить серьезных ошибок и недоработок, которые могут привести к негативным последствиям, поставить под вопрос достижение намеченных целей. Предлагается в части 4 статьи 19 Федерального закона предоставить жителю соответствующего субъекта Дальневосточного федерального округа возможность получить один гектар земли по нормам Федерального закона до 1 февраля 2018 года. За этот период можно будет внести соответствующие изменения с учетом правоприменительной практики Федерального закона.
9. Законопроектом вносится изменение в часть 7 статьи 19 Федерального закона, предлагающее отменить срок предоставления сведений, что позволит обеспечить актуальность сведений в федеральной информационной системе с учетом изменений сведений о территориях, землях, зонах, в границах которых земельные участки не могут быть предоставлены гражданам в безвозмездное пользование в соответствии с Федеральным законом, и о земельных участках, которые не могут быть предоставлены гражданам в безвозмездное пользование, а также о зонах с особыми условиями использования территорий, об охотничьих угодьях, о территориях объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации. Установление сроков по внесению данных оператором информационной системы позволит систематизировать работу по наполнению федеральной информационной системы указанными сведениями.
10. Согласно части 12 статьи 8 Федерального закона при изменении в государственном кадастре недвижимости сведений о принадлежности земельного участка к землям лесного фонда на сведения о принадлежности земельного участка к иной категории земель полномочия органа государственной власти, предоставившего такой земельный участок в безвозмездное пользование, по распоряжению таким земельным участком сохраняются, при этом по умолчанию на земельный участок сохраняется право федеральной собственности. Между тем согласно действующему законодательству основанием возникновения права федеральной собственности на земельные участки является их наличие в составе земель лесного фонда. Таким образом, при прекращении принадлежности земельных участков к землям лесного фонда утрачивается основание отнесения их к федеральной собственности. Кроме того, действующей редакцией необоснованно передано уполномоченному органу по распоряжению лесными участками право распоряжаться земельными участками, правовой режим которых не соответствует полномочиям уполномоченного органа по распоряжению . лесными участками. Это предложение также обусловлено тем, что определение собственников на земельные участки является источником поступления земельных налогов в доходную часть местного бюджета. В связи с эти законопроектом предлагается статью 19 Федерального закона дополнить частью 8.1, которая устанавливает норму о внесении в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним записи о прекращении права федеральной собственности на земельные участки, исключенные из состава земель лесного фонда в связи с изменением категории земельного участка.
11. В связи с оптимизацией территориальных органов федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, в северных районах Республики Саха (Якутия) не все заинтересованные лица могут в течение шести месяцев зарегистрировать права на земельные участки и объекты, расположенные на земельных участках. Необходимо учитывать расстояния между структурными подразделениями органов регистрации прав, стоимость транспортных издержек и климатические условия, которые препятствуют своевременному направлению соответствующего уведомления о наличии прав (обременений) на земельные участки. В связи с этим законопроектом вносится изменение в часть 11 статьи 19 Федерального закона, предусматривающее увеличение указанного срока до одного года.
Финансово-экономическое обоснование
проекта федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об особенностях предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и расположенных на территориях субъектов Российской Федерации, входящих в состав Дальневосточного федерального округа, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"
Вступление в силу Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об особенностях предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и расположенных на территориях субъектов Российской Федерации, входящих в состав Дальневосточного федерального округа, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" не потребует дополнительных расходов из федерального бюджета.
Перечень
актов федерального законодательства, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об особенностях предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и расположенных на территориях субъектов Российской Федерации, входящих в состав Дальневосточного федерального округа, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об особенностях предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и расположенных на территориях субъектов Российской Федерации, входящих в состав Дальневосточного федерального округа, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения действующих или принятия новых актов федерального законодательства.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.