Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 1117053-6 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам подтверждения компетентности работников опасных производственных объектов, гидротехнических сооружений и объектов электроэнергетики"
Досье на проект федерального закона
Проект федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам подтверждения компетентности работников опасных производственных объектов, гидротехнических сооружений и объектов электроэнергетики" (далее - законопроект) разработан во исполнение пункта 15 плана мероприятий Правительства Российской Федерации по реализации Генерального соглашения между общероссийскими объединениями профсоюзов, общероссийскими объединениями работодателей и Правительством Российской Федерации на 2014 - 2016 годы (утвержден распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2014 г. N 2585-р).
Основной целью законопроекта является совершенствование системы профилактики аварийности в промышленности и топливно-энергетическом комплексе.
Одними из ключевых факторов аварийности и смертельного травматизма на опасных производственных объектах, гидротехнических сооружениях, объектах электроэнергетики остаются низкий уровень производственной и технологической дисциплины, нехватка квалифицированных специалистов, низкий уровень подготовки специалистов и персонала, недостаточный уровень знаний требований безопасности.
Вместе с тем вопросы подготовки и аттестации по вопросам промышленной безопасности, безопасности гидротехнических сооружений, надежности и безопасности в электроэнергетике в должной мере законодательно не урегулированы. Акты Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (далее - Ростехнадзор) в данной сфере во многом не соответствуют действующему законодательству об оказании государственных услуг, трудовому законодательству и законодательству об образовании.
В связи с этим законопроект предусматривает определение обязанностей работников организаций, осуществляющих деятельность в области промышленной безопасности, безопасности гидротехнических сооружений, в сфере электроэнергетики, проходить подготовку и аттестацию по вопросам безопасности, а также определение функций федеральных органов исполнительной власти по данным вопросам.
Положения законопроекта основываются на действующей системе аттестации работников организаций, поднадзорных Ростехнадзору.
Законопроектом также предлагается исключить предусмотренное пунктом 2 статьи 28 Федерального закона от 26 марта 2003 г. N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" указание на необходимость участия субъектов оперативно-диспетчерского управления в электроэнергетике в осуществлении федерального государственного энергетического надзора в связи с противоречием данной нормы положениям Федерального закона от 26 декабря 2008 г. N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля".
Законопроект не устанавливает ранее не предусмотренных нормативными правовыми актами Российской Федерации обязанностей, запретов или ограничений для физических и юридических лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Законопроект не противоречит положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации. Предлагаемое законопроектом регулирование соответствует положениям пункта 7 Приложения IV к Конвенции о трансграничном воздействии промышленных аварий (принята постановлением Правительства Российской Федерации от 4 ноября 1993 г. N 1118), пункта "с" статьи 9, пункта "d" статьи 20 Конвенции о предотвращении крупных промышленных аварий (ратифицирована Федеральным законом от 30 ноября 2011 г. N 366-ФЗ), части 3 статьи 5 и пункта "а" статьи 10 Конвенции 1995 года о безопасности и гигиене труда на шахтах (ратифицирована Федеральным законом от 7 июня 2013 г. N 106-ФЗ).
Принятие законопроекта будет способствовать достижению целей и задач государственной программы Российской Федерации "Защита населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечение пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 г. N 300.
В целом реализация положений законопроекта позволит устранить имеющиеся пробелы и несоответствия в правовом регулировании отношений, связанных с промышленной безопасностью, безопасностью гидротехнических сооружений, надежностью и безопасностью в электроэнергетике, качественно повысить эффективность функционирования системы государственного регулирования в этих областях и будет способствовать совершенствованию механизмов деятельности федеральных органов исполнительной власти по защите жизненно важных интересов личности и общества от техногенных аварий.
Финансово-экономическое обоснование к проекту федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам подтверждения компетентности работников опасных производственных объектов, гидротехнических сооружений и объектов электроэнергетики"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам подтверждения компетентности работников опасных производственных объектов, гидротехнических сооружений и объектов электроэнергетики" не потребует дополнительных затрат из средств федерального бюджета. Реализация положений законопроекта будет осуществляться в пределах установленной Правительством Российской Федерации штатной численности федеральных органов исполнительной власти, а также бюджетных ассигнований, предусмотренных им на руководство и управление в сфере установленных функций.
Перечень федеральных законов, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам подтверждения компетентности работников опасных производственных объектов, гидротехнических сооружений и объектов электроэнергетики"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам подтверждения компетентности работников опасных производственных объектов, гидротехнических сооружений и объектов электроэнергетики" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия законодательных актов Российской Федерации.
Перечень нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам подтверждения компетентности работников опасных производственных объектов, гидротехнических сооружений и объектов электроэнергетики"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам подтверждения компетентности работников опасных производственных объектов, гидротехнических сооружений и объектов электроэнергетики" потребует принятия следующих нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти.
1. Постановление Правительства Российской Федерации "Об аттестации в области промышленной безопасности, по вопросам безопасности гидротехнических сооружений, надежности и безопасности в электроэнергетике".
Обоснование необходимости подготовки: статья 1, пункт 2 статьи 2, пункт 3 статьи 3 законопроекта.
Изложение предполагаемых правовых предписаний: утверждение порядка аттестации в области промышленной безопасности, по вопросам безопасности гидротехнических сооружений и по вопросам безопасности в сфере электроэнергетики, в том числе порядка и оснований приостановления и прекращения действия аттестации, а также категорий работников, проходящих такую аттестацию.
Сроки подготовки: в течение шести месяцев со дня принятия Федерального закона.
Федеральные органы исполнительной власти, ответственные за подготовку: Ростехнадзор, заинтересованные федеральные органы исполнительной власти.
2. Приказ Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору "О признании утратившими силу и о внесении изменений в отдельные акты Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору".
Обоснование необходимости подготовки: приведение нормативных правовых актов Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору в соответствие с положениями Федерального закона.
Изложение предполагаемых правовых предписаний: признание утратившими силу и внесение изменений в отдельные акты Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору в соответствии с положениями Федерального закона.
Сроки подготовки: в течение трех месяцев со дня принятия Федерального закона.
Федеральные органы исполнительной власти, ответственные за подготовку: Ростехнадзор, заинтересованные федеральные органы исполнительной власти.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.