Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 1103505-6 "О государственной молодежной политике в Российской Федерации"
Досье на проект федерального закона
Основной идеей законопроекта является установление четкого правового статуса государственной молодежной политики в Российской Федерации и создание базового нормативного правового акта, регламентирующего отношения, возникающие в ходе реализации государственной молодежной политики.
В настоящее время вопросы молодежной политики, за исключением вопросов государственной поддержки молодежных и детских общественных объединений (Федеральный закон от 28 июня 1995 г. N 98-ФЗ "О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений"), регулируются только подзаконными актами: распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 ноября 2014 г. N 2403-р "Основы государственной молодежной политики Российской Федерации на период до 2025 года", Указом Президента Российской Федерации от 09 октября 2007 года N 1351 "Об утверждении Концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года", постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2015 г. N 1493 "О государственной программе "Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016 - 2020 годы" и некоторыми другими нормативными правовыми актами.
В результате, законами Российской Федерации не установлены определения таких основных понятий, как молодежь, государственная молодежная политика, молодая семья, молодежная организация и другие. Отсутствие закрепленных законами указанных понятий создает неопределенность в правоприменительной практике и осложняет деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления.
Необходимо учитывать, что молодость - один из самых сложных периодов в жизни человека, в ходе которого происходит становление молодого человека как профессионала, семьянина, личности. Отсутствие законодательного регулирования молодежной политики не позволяет установить ее цели и задачи, основные принципы, т.е. законодательно установить позицию государства в части воспитания и поддержки молодежи.
Данный законопроект не только устраняет указанный правовой пробел, но и устанавливает основные направления государственной молодежной политики, реализация которых должна обеспечить совершенствование государственного управления в сфере государственной молодежной политики Российской Федерации; обеспечение социально-экономических условий для ее эффективной реализации. К основным направлениям отнесены такие важные направления деятельности в сфере молодежной политики, как содействие трудовой адаптации и занятости молодежи, формирование здорового образа жизни и организации отдыха и оздоровления молодежи, содействие в улучшении жилищных условий.
Законопроектом устанавливаются полномочия органов государственной власти Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в сфере государственной молодежной политики, что устраняет их дублирование в данной сфере.
Успешная реализация государственной молодежной политики непосредственно зависит от квалификации, компетенции сотрудников соответствующих органов и организаций в указанной сфере деятельности. С целью обеспечения требований к этим сотрудникам в законопроект включена статья "Кадровое обеспечение государственной молодежной политики".
Отсутствие информации о государственной молодежной политике Российской Федерации, мероприятиях по ее реализации, а также о деятельности самой молодежи и молодежных организаций в этой сфере не позволяет обеспечить их эффективность и должное качество. Для устранения этого пробела законопроектом установлены полномочия в части информационного обеспечения государственной молодежной политики органов государственной власти Российской Федерации, субъектов Российской Федерации в сфере государственной молодежной политики и органов местного самоуправления.
В большинстве субъектов Российской Федерации приняты и действуют законы и иные нормативные правовые акты в области молодежной политики. Вместе с тем базовый федеральный закон в Российской Федерации отсутствует. При этом, принятые в регионах законы о молодежи отличаются не только своим уровнем законодательной техники, но и существенными качественными характеристиками: количеством предоставляемых молодежи прав, предметным содержанием, структурой и практической значимостью.
Разработка финансово-экономического обоснования данного законопроекта не требуется в связи с тем, что в соответствии со статьей 13 финансовое обеспечение государственной молодежной политики осуществляется за счет средств, уже предусмотренных на эти цели в бюджете Российской Федерации, бюджетах субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и внебюджетных средств. Прежде всего, это средства, предусмотренные в соответствующих государственных программах - таких как Государственная программа Российской Федерации "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации" (постановление Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 г. N 323), Государственная программа "Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016 - 2020 годы" (постановление Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2015 г. N 1493) и других программах. Финансирование в сфере государственной молодежной политики может осуществляться также из иных не запрещенных в Российской Федерации источников.
Финансово-экономическое обоснование
к проекту федерального закона "О государственной молодежной политике в Российской Федерации"
Принятие проекта федерального закона "О государственной молодежной политике в Российской Федерации" не потребует выделения дополнительных средств из федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации.
Перечень
федеральных законов, нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, правительства Российской Федерации, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием проекта федерального закона "О государственной молодежной политике в Российской Федерации"
Принятие проекта федерального закона "О государственной молодежной политике в Российской Федерации" не потребует признания утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию федеральных законов, нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.