Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 1118805-6 "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях"
Досье на проект федерального закона
С повышением уровня правовой культуры граждан и формированием гражданского общества все большее распространение находит участие граждан в содействии обеспечению общественного порядка, фиксации административных правонарушений и создании условий для их пресечения правоохранительными органами. Во многом положительные результаты достигнуты благодаря широкому использованию технических средств.
Вместе с тем, действующие нормы Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) не позволяют в полной мере использовать все имеющиеся по таким делам доказательства.
Так, в соответствии со статьей 2.6.1 КоАП РФ к административной ответственности за административные правонарушения в области дорожного движения и административные правонарушения в области благоустройства территории, предусмотренные законами субъектов Российской Федерации, совершенные с использованием транспортных средств, привлекаются собственники (владельцы) транспортных средств в случае фиксации этих административных правонарушений работающими в автоматическом режиме специальными техническими средствами, имеющими функции фото- и киносъемки, видеозаписи, или средствами фото- и киносъемки, видеозаписи. На практике это приводит к тому, что в качестве доказательства совершения административного правонарушения в соответствии с ч. 2 ст. 26.7 КоАП РФ признаются только фото- и видеоматериалы полученные с помощью устройств, работающих в автоматическом режиме. Таким образом, видеозаписи, фиксирующие правонарушения, сделанные гражданами с помощью мобильных телефонов, переносных компьютерных планшетов, не могут быть использованы в качестве доказательства вины собственника (владельца) транспортного средств, например, за парковку на газоне.
В связи с этим, предлагается уточнить положения статьи 2.6.1 КоАП РФ, установив возможность привлечения к административной ответственности за административные правонарушения в области дорожного движения и административные правонарушения в области благоустройства территории, предусмотренные законами субъектов Российской Федерации, совершенные с использованием транспортных средств, если факт их совершения был зафиксирован не только работающими в автоматическом режиме, но и иными средствами фото- и киносъемки, видеозаписи.
Действующая редакция статьи 28.1 КоАП РФ перечисляет поводы к возбуждению дела об административном правонарушении, в числе которых содержатся сообщения и заявления физических и юридических лиц, материалы, поступившие из государственных органов, органов местного самоуправления, от общественных объединений и указывающие на наличие события административного правонарушения. Указанная статья прямо не указывает на возможность подачи соответствующих заявлений, обращений и представление материалов в электронном виде. С учетом развития технических возможностей, в комплексе с изменением, предлагаемым к внесению в статью 2.6.1 КоАП РФ, представляется целесообразным закрепить возможность направления сообщений, заявлений и материалов о совершенных административных правонарушениях в электронном виде.
Действующая редакция статьи 28.7 КоАП РФ содержит указание на административные правонарушения, при выявлении которых возможно проведение административного расследования. При этом не охватываются административные правонарушения в сфере благоустройства территории, которые установлены законами субъектов Российской Федерации. С учетом положений статьи 28.5 КоАП РФ протокол об административном правонарушении составляется в срок не менее двух суток со дня выявления административного правонарушения за исключением случаев проведения административного расследования, при котором протокол составляется по его завершении. На практике это приводит к тому, что при выявлении административного правонарушения в сфере благоустройства, предусмотренного законом субъекта Российской Федерации, привлечь правонарушителя к установленной ответственности становится возможным только, если он будет застигнут в момент совершения административного правонарушения. В иных случаях двухдневный срок, отведенный на составление протокола, является недостаточным для установления личности лица, в отношении которого предполагается возбуждение дела об административном правонарушении, а административное расследование по делам об административных правонарушениях, предусмотренных законами субъектов Российской Федерации, согласно действующей редакции КоАП РФ не проводится.
Проектом предусматривается, что при выявлении административных правонарушений в сфере благоустройства территорий, предусмотренных законами субъектов Российской Федерации, решения о возбуждении административного расследования буду принимать должностные лица, уполномоченные в соответствии с указанными законами субъектов Российской Федерации на составление протоколов об административных правонарушениях.
Представляется, что принятие проекта позволит обеспечить дополнительные правовые гарантии выявления и пресечения административных правонарушений в области дорожного движения и в сфере благоустройства территорий в соответствии с законами субъектов Российской Федерации.
Финансово-экономическое обоснование
к проекту федерального закона "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях"
Принятие настоящего федерального закона не потребует дополнительных расходов бюджета Российской Федерации.
Перечень
законов Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" не потребует внесения изменений в иные нормативные правовые акты Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.