Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 1118796-6 "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях в части усиления административной ответственности за отдельные административные правонарушения на транспорте"
Досье на проект федерального закона
Проект федерального закона "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях в части усиления административной ответственности за отдельные административные правонарушения на транспорте" (далее - проект федерального закона) направлен на усиление мер административной ответственности за нарушение наиболее значимых правил безопасности движения на водном транспорте.
Особая актуальность принятия проекта федерального закона вызвана резким ростом количества маломерных судов, находящихся в частном владении, низким уровнем санкций за соответствующие правонарушения на воде, и, как следствие, возросшим в последнее время количеством административных правонарушений на водном транспорте.
Широко распространены такие нарушения правил пользования маломерными судами как управление маломерным судном судоводителем, не имеющим при себе документов, необходимых для допуска к управлению маломерным судном, нарушение правил эксплуатации судов, нарушение правил плавания и правил обеспечения безопасности пассажиров на маломерных судах, а также управление судном судоводителем или иным лицом, находящимся в состоянии опьянения.
Несмотря на действующий в настоящий момент уровень санкций за управление водным транспортным средством число правонарушений в сфере обеспечения правил безопасности на воде неизменно остается на высоком уровне, многие происшествия оканчиваются нанесением вреда жизни и здоровью граждан или летальным исходом.
Поданным МЧС России за прошедший 2015 год зафиксировано 36 аварийных происшествий с маломерными судами, количество происшествий увеличилось в сравнении с 2014 годом на 20 процентов (2014 год - 29 происшествий), в результате указанных происшествий погибли 32 человека (2014 год - 17 человек), получили травмы 19 человек (2014 год -11 человек).
Всего за прошедший 2015 год в субъектах Российской Федерации зарегистрировано 5067 происшествий на водных объектах, при этом погибло 4634 человека, из которых 306 детей.
Указанная статистика явно свидетельствует о недостаточности существующих санкций за нарушения в сфере пользования водным транспортом, а предусмотренные КоАП РФ в настоящее время меры ответственности за указанные правонарушения не выполняют превентивную функцию.
Предлагаемый законопроект устраняет дисбаланс между санкциями статей 11.8, 11.8.1, 11.9, 11.3 КоАП РФ, касающихся административных правонарушений в сфере обеспечения безопасности плавания транспортных средств, и мерами наказания за совершение аналогичных правонарушений в области обеспечения безопасности дорожного движения, предусмотренных положениями Главы 12 КоАП РФ, поскольку в обоих случаях совершение правонарушений связано с источником повышенной опасности (использованием транспортных средств).
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Вместо слов "11.3" следует читать "11.13"
В частности, законопроектом существенно увеличивается размер административного наказания за управление судном судоводителем (передачу управления лицу), находящимся в состоянии алкогольного опьянения, за уклонение судоводителя (иного лица, управляющего судном) от прохождения медицинского освидетельствования на состояние опьянения, за управление судном лицом (передачу лицу), не имеющим права на управление этим судном (либо не имеющим при себе, удостоверения на управление), а также за допуск к управлению судном лиц, не имеющих права управления этим судном либо находящихся в состоянии опьянения, в размерах достаточных для достижения целей наказания за такие правонарушения на водном транспорте.
Вместе с тем, предусмотренные законопроектом размеры санкций, в частности, за управление маломерным судном лицом, находящимся в состоянии опьянения, а также за управление маломерным судном судоводителем, не имеющим при себе документов, необходимых для допуска к управлению маломерным судном, дифференцированы в зависимости от категории транспортного средства, с использованием которого совершено административное правонарушение. Так, проектом предлагается разграничение указанных составов административных правонарушений на совершенные с использованием маломерных судов, не подлежащих государственной регистрации, и на совершенные с использованием маломерных судов, ей подлежащих.
Указанная дифференциация размеров санкций обусловлена следующим.
В соответствии с пунктом 1.1 статьи 16 Кодекса внутреннего водного транспорта в Российской Федерации не подлежат государственной регистрации суда массой до 200 килограмм включительно и мощностью двигателей (в случае установки) до 8 киловатт включительно, а также спортивные парусные суда, длина которых не должна превышать 9 метров, которые не имеют двигателей и на которых не оборудованы места для отдыха.
Дополнительные требования к государственной регистрации маломерных судов установлены в Приказе МЧС РФ от 29 июня 2005 года N 500 "Об утверждении Правил государственной регистрации маломерных судов, поднадзорных Государственной инспекции по маломерным судам Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий".
На основе анализа положений указанных нормативных актов можно заключить, что степень опасности, создаваемой движением маломерных судов, подлежащих государственной регистрации, выше, чем у маломерных судов, ей не подлежащих. Таким образом, степень административной ответственности за административные правонарушения, совершенные с использованием маломерных судов, подлежащих государственной регистрации, должна быть выше, чем за правонарушения, совершенные на маломерных судах, не подлежащих государственной регистрации.
Предусмотренные законопроектом меры позволят резко снизить масштабы совершения правонарушений на водном транспорте, поскольку комбинируют установление лишения специального права управления как дополнительного вида административного наказания за управление судном в состоянии опьянения (а не в качестве альтернативной санкции) и серьезное увеличение размеров штрафов.
Финансово-экономическое обоснование
к проекту федерального закона "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях в части усиления административной ответственности за отдельные административные правонарушения на транспорте"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях в части усиления административной ответственности за отдельные административные правонарушения на транспорте" и реализация его положений не потребует дополнительных расходов из средств федерального бюджета.
Перечень
актов федерального законодательства, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях в части усиления административной ответственности за отдельные административные правонарушения на транспорте"
Принятие и реализация Федерального закона "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях в части усиления административной ответственности за отдельные административные правонарушения на транспорте" не повлечет принятия, изменения, приостановления действия или признания утратившими силу федеральных законов.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.