Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 1118027-6 "О внесении изменений в статью 62 Закона Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей"
Досье на проект федерального закона
Проект федерального закона "О внесении изменений в статью 62 Закона Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" (далее - законопроект) подготовлен в целях исполнения Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 14 января 2016 г. N 1-П по делу о проверке конституционности части 1 статьи 13 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" (далее - Закон, Постановление N 1-П).
Согласно части 1 статьи 13 Закона право на пенсию за выслугу лет имеют лица, имеющие на день увольнения со службы выслугу на военной службе (службе) 20 лет и более.
Действующее правовое регулирование (пункт 5 статьи 24 Федерального закона "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации") устанавливает, что в случае обнаружения органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, ошибки, выразившейся в назначении пенсии без достаточных оснований, выплата пенсии прекращается.
Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении N 1-П постановил, что часть 1 статьи 13 Закона не соответствует Конституции Российской Федерации в той мере, в какой она в системе действующего правового регулирования, в том числе во взаимосвязи с пунктом 5 статьи 24 Федерального закона "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", предполагает безусловное прекращение выплаты гражданину, уволенному со службы в органах внутренних дел, пенсии за выслугу лет, назначенной ему ошибочно в результате неправильного подсчета уполномоченным государством органом необходимого для возникновения права на данную пенсию стажа службы (выслуги лет), притом что сам гражданин при приобретении статуса получателя пенсии за выслугу лет действовал добросовестно.
В связи с этим Конституционным Судом Российской Федерации предлагается внести в действующее правовое регулирование изменения, позволяющие при устранении допущенной при назначении пенсии за выслугу лет ошибки учитывать конкретные фактические обстоятельства, с тем чтобы не допустить возложения на гражданина, добросовестное поведение которого не подвергается сомнению, чрезмерного бремени негативных последствий, связанных с недостаточностью стажа службы (выслуги лет), необходимого в силу части 1 статьи 13 Закона для возникновения права на данную пенсию.
Законопроектом предлагается внести изменения в статью 62 Закона, уточнив ее наименование и дополнив новыми положениями, предусматривающими, что в случае утраты пенсионером права на пенсию за выслугу лет в результате устранения допущенной ошибки, выявленной по истечении трех лет с даты назначения пенсии, являющейся для него единственным источником дохода, пенсионным органом при условии отсутствия со стороны пенсионера каких-либо виновных действий, приведших к неправомерному назначению пенсии, принимается решение о выплате суммы, равной размеру пенсии, выплачиваемой на дату обнаружения ошибки.
Законопроектом предусматривается, что данная сумма не подлежит ежегодному увеличению (индексации) и выплачивается пенсионеру ежемесячно до наступления у него права на назначение любой другой пенсии в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Предложенные законопроектом изменения учитывают позицию Конституционного Суда Российской Федерации и устраняют несоответствие Конституции Российской Федерации положений пенсионного законодательства.
Реализация законопроекта будет осуществлена в пределах бюджетных ассигнований, выделенных федеральным органам исполнительной власти на пенсионное обеспечение сотрудников и военнослужащих.
Законопроект соответствует положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
Финансово-экономическое обоснование
к проекту федерального закона "О внесении изменений в статью 62 Закона Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в статью 62 Закона Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" не потребует дополнительных расходов из федерального бюджета.
Перечень
нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием проекта федерального закона "О внесении изменений в статью 62 Закона Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в статью 62 Закона Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти.
Перечень
федеральных законов, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием проекта федерального закона "О внесении изменений в статью 62 Закона Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в статью 62 Закона Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия иных федеральных законов.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.