Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 1118060-6 "О внесении изменения в статью 65 Водного кодекса Российской Федерации"
Досье на проект федерального закона
Проект федерального закона "О внесении изменения в статью 65 Водного кодекса Российской Федерации" разработан в целях уточнения требования к движению и стоянкам транспортных средств на территории водоохранных зон по следующим основаниям.
1. Пунктом 4 части 15 статьи 65 Водного кодекса Российской Федерации (далее - ВК РФ) в границах водоохранных зон установлен запрет на движение и стоянку транспортных средств (кроме специальных транспортных средств), за исключением их движения по дорогам и стоянки на дорогах и в специально оборудованных местах, имеющих твердое покрытие.
В соответствии с частью 16 статьи 65 ВК РФ на территории водоохранных зон разрешены проектирование, строительство, реконструкция, капитальный ремонт и эксплуатация дорог и стоянок на дорогах.
Дороги и стоянки на территории водоохранных зон при их проектировании, строительстве, реконструкции, капитальном ремонте и эксплуатации должны соответствовать требованиям Федерального закона от 08 ноября 2007 года N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 257-ФЗ).
Статьей 16 Федерального закона N 257-ФЗ установлены требования, к проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту автомобильных дорог, а статьями 17 и 18 данного Федерального закона - требования к содержанию и ремонту автомобильных дорог.
С учетом этого представляется необходимым определить в пункте 4 части 15 статьи 65 ВК РФ, что в границах водоохранных зон движение транспортных средств осуществляется по автомобильным дорогам, а стоянка таких средств - на автомобильных дорогах и в специально оборудованных местах, что позволит понимать, какими нормативными правовыми актами Российской Федерации следует руководствоваться при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте и эксплуатации дорог, находящихся в границах водоохранных зон.
2. В границах водоохранных зон движение по дорогам, не имеющим твердого покрытия, стоянка на таких дорогах разрешены только специальным транспортным средствам (пункт 4 статьи 15 ВК РФ).
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Вместо слов "пункт 4 статьи 15" следует читать "пункт 4 части 15 статьи 65"
Пунктом 6 технического регламента Таможенного союза, утвержденного решением Комиссии Таможенного союза от 09 декабря 2011 года N 877 (далее - технический регламент), определено, что специальное транспортное средство - транспортное средство, предназначенное для выполнения специальных функций, для которых требуется специальное оборудование (автокраны, пожарные автомобили, автомобили, оснащенные подъемниками с рабочими платформами, автоэвакуаторы и так далее).
В письме Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 18 марта 2013 года N 06-08-44/4627 "О разъяснении положений статьи 65 Водного кодекса Российской Федерации" отмечается, что для целей Водного кодекса Российской Федерации к специальным транспортным средствам, стоянка и движение которых в водоохранных зонах не запрещены, помимо указанных в техническом регламенте, могут относиться специальные транспортные средства, осуществляющие спасательные операции, обеспечивающие оказание медицинской помощи населению, предупреждение аварий и иных чрезвычайных ситуаций, ликвидацию их последствий, а также транспортные средства правоохранительных органов, контрольно-надзорных органов и иных специальных служб.
При этом движение и стоянка всех указанных транспортных средств в водоохранной зоне допускается при осуществлении соответствующими органами и организациями своих полномочий.
В настоящее время закрытый перечень специальных транспортных средств, которым разрешены движение по дорогам, не имеющим твердого покрытия, и стоянка на таких дорогах в границах водоохранных зон, не установлен. Таким образом, на территории водоохранных зон может находиться неограниченное количество специальных транспортных средств, представляющих опасность для водных объектов.
На территориях многих субъектов Российской Федерации, в том числе на территории Архангельской области, имеется хорошо развитая водная система. Поставка грузов населению, проживающему в отдаленных населенных пунктах таких субъектов Российской Федерации, в частности поставка продовольственных и непродовольственных товаров, осуществляется главным образом по внутренним водным и морским путям. Имеются места швартовки судов, в том числе маломерных судов, и места загрузки и выгрузки судов. Загрузка и выгрузка судов производится в черте береговой полосы, а транспортные средства, перевозящие грузы, необходимые для жизнеобеспечения населения отдаленных населенных пунктов, для разгрузки и загрузки товаров вынуждены двигаться через водоохранную зону, на территории которой не всегда имеются дороги с твердым покрытием.
Однако транспортные средства, перевозящие грузы, необходимые для жизнеобеспечения населения отдаленных населенных пунктов, не отнесены к специальным транспортным средствам, поэтому собственники таких транспортных средств (организации, индивидуальные предприниматели) привлекаются к административной ответственности за движение транспортных средств по дорогам, не имеющим твердого покрытия, в границах водоохранной зоны по части 1 статьи 8.42 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) (использование прибрежной защитной полосы водного объекта, водоохранной зоны водного объекта с нарушением ограничений хозяйственной и иной деятельности).
Для юридических лиц частью 1 статьи 8.42 КоАП РФ предусмотрены высокие административные штрафы - от двухсот тысяч до четырехсот тысяч рублей, что отрицательно сказывается на эффективности деятельности торговых организаций, обеспечивающих население отдаленных населенных пунктов продовольственными и непродовольственными товарами.
Такие штрафы неподъемны для большинства торговых организаций, препятствуют их работе и, как следствие, созданию нормальных условий жизнедеятельности населения, проживающего в отдаленных населенных пунктах.
Принятие проекта федерального закона "О внесении изменения в статью 65 Водного кодекса Российской Федерации" позволит транспортным средствам, не являющимся специальными транспортными средствами, осуществлять в границах водоохранных зон движение по автомобильным дорогам и стоянку на таких дорогах независимо от наличия или отсутствия твердого покрытия у данных автомобильных дорог.
Финансово-экономическое обоснование
проекта федерального закона "О внесении изменения в статью 65 Водного кодекса Российской Федерации"
Принятие проекта федерального закона "О внесении изменения в статью 65 Водного кодекса Российской Федерации" не потребует увеличения расходов федерального бюджета.
Перечень
законов Российской Федерации и законов РСФСР, федеральных конституционных законов, федеральных законов и иных нормативных правовых актов РСФСР и Российской Федерации, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием проекта федерального закона "О внесении изменения в статью 65 Водного кодекса Российской Федерации"
Принятие проекта федерального закона "О внесении изменения в статью 65 Водного кодекса Российской Федерации" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия законов Российской Федерации и законов РСФСР, федеральных конституционных законов, федеральных законов и иных нормативных правовых актов РСФСР и Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.