Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 1112830-6 "О внесении изменений в Федеральный закон "О контрактной системе в сфере закупок Товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд"
Досье на проект федерального закона
Указанным проектом федерального закона предлагается внести изменения в Федеральный закон "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", устранив возможность Президента и Правительства проводить закупки у единственного поставщика без проведения торгов.
Пункт 2 части 1 статьи 93 действующего Федерального закона о контрактной системе позволяет Президенту России либо федеральному Правительству по поручению Президента осуществлять закупки у единственного поставщика. В подобных случаях торги не приводятся, государственный заказ отдаётся заранее определённой фирме. Подобная система приводит к завышению начальных цен, ударяет по независимому бизнесу и приводит к необоснованному росту расходов бюджета.
Так, например, Центром антикоррупционной Политики Политической партии "РОДП "Яблоко" было подсчитано, что сумма таких государственных закупок на двухдневный международный саммит Ассоциации стран Юго-восточной Азии (АСЕАН) в г. Сочи и мероприятия, приуроченные к нему, составила 1,36 миллиарда рублей.
Среди объектов закупок фигурировали подарки гостям, банкеты, пиар-мероприятия.
Управлением делами Президента и рядом других заказников в течение шести месяцев было проведено порядка 71 закупки, посвященной саммиту. Все закупки проводились без конкуренции у единственного поставщика. Наиболее значительная из них посвящена поставке оборудования на саммит общей стоимостью 623 869 850 рублей. Поставку оборудования должен был осуществить Главный научно-исследовательский вычислительный центр Управделами Президента.
Проведение банкетов для гостей из АСЕАН обошлись государственному бюджету на сумму 78,8 миллиона рублей.
Некоторые заказы на организацию питания получило ООО "Конкорд-М", в действиях которого Центром антикоррупционной политики Политической партии "РОДП "Яблоко", а также рядом СМИ неоднократно усматривались признаки картельного сговора на рынке детского питания в Москве с целью возможно завышения цен.
Закупки к саммиту также включили подарки на сумму более 16 миллионов. Среди подарков указаны Картина "Шведагон" за 63 720 рублей, картина "Сингапур. Вид на отель Фуллертон" за 127 440 рублей, картина "Дворец короля" за 63 620 рублей, а также наручные часы за 33 480 рублей. Всего 32 наименования подарков.
Все указанные заказы осуществлялись у единственных поставщиков без проведения торгов. Многие позиции могли обойтись государственному бюджету значительно дешевле в случае наличия конкуренции на торгах.
Следует особо отметить, что формальных нарушений на закупках пока не было обнаружено. Президент вправе своим распоряжением проводить закупки у единственного поставщика, однако отсутствие конкуренции влечёт значительное увеличение цен.
По данным Счётной палаты РФ в 2015 году 35,2% федерального госзаказа и свыше 40% заказов госкомпаний было проведено без торгов, "что не лучшим образом влияет на экономию бюджетных средств", говорится в докладе аудитора СП Максима Рохмистрова. Также! Счетная палата отмечает, что часто единственный поставщик маскируется в "прочих" способах закупки, разрешенных госкомпаниям ("прочие" при этом составляют 55,3% госзаказа).
Председателем Счетной палаты Т. Голиковой неоднократно указывалось на необходимость изменения законодательства в сфере указанных госзакупок.
В подобных условиях представляется целесообразным ограничить на законодательном уровне госзакупки у единственных поставщиков с целью экономии бюджетных средств.
Финансово-экономическое обоснование
к проекту федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд"
Принятие проекта федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" не потребует дополнительных расходов, осуществляемых за счет средств федерального бюджета.
Перечень
актов федерального законодательства, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием проекта федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд"
Принятие проекта федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения, дополнения или принятия актов федерального законодательства.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.