Заключение Правового управления Аппарата Совета Федерации Федерального Собрания РФ от 26 июня 2016 г. N 5.1-01/2002
на проект федерального закона N 1099236-6 "О ратификации Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Социалистической Республики Вьетнам о дальнейшем сотрудничестве в области геологической разведки, добычи нефти и газа на территории Российской Федерации в рамках совместной компании общество с ограниченной ответственностью "Совместная Компания "РУСВЬЕТПЕТРО", принятому Государственной Думой 22 июня 2016 года
Досье на проект федерального закона
Проект Федерального закона внесён в Государственную Думу Правительством Российской Федерации 15 июня 2016 года (N 1099236-6).
Названное в Федеральном законе Соглашение было подписано в городе Ханое 20 апреля 2016 года. Соглашение направлено на укрепление российско-вьетнамского сотрудничества в сфере разведки месторождений, а также добычи нефти и газа на территории Российской Федерации. В этих целях предусматривается создание благоприятных условий для деятельности общества с ограниченной ответственностью "Совместная Компания "РУСВЬЕТПЕТРО" (далее - совместная компания) на территории Российской Федерации. Участниками совместной компании являются: от Российской Стороны - АО "Зарубежнефть" (51 процент доли в уставном капитале); от Вьетнамской Стороны - Корпорация нефти и газа "Петровьетнам" (49 процентов доли в уставном капитале).
Согласно статье 4 Соглашения подлежащая уплате в бюджет Российской Федерации совместной компанией сумма налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ) умножается на коэффициент 0,4 при добыче нефти на участках недр Центрально-Хорейверского поднятия Ненецкого автономного округа Российской Федерации (в соответствии с пунктом 4 статьи 342.5 Налогового кодекса Российской Федерации применяется коэффициент 1).
С учётом этого положения Соглашения в финансово-экономическом обосновании к законопроекту отмечается, что вследствие предоставления совместной компании льгот по НДПИ недополученные доходы бюджета Российской Федерации ориентировочно составят 373 млн. долл. США. В то же время должны увеличиться объёмы инвестиций в разработку месторождений и объёмы добычи нефти на 2,5 млн. тонн, что позволит компенсировать недополученные доходы в размере 197 млн. долл. США. Кроме того, в бюджет поступит 78 млн. долл. США от изъятия части доходов АО "Зарубежнефть". Соответственно, потеря доходов будет снижена с 373 млн. долл. США до 98 млн. долл. США.
Из финансово-экономического обоснования также следует, что в целях компенсации потерь бюджета Российской Федерации одновременно с Соглашением был подписан Протокол о внесении изменений в Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Социалистической Республики Вьетнам о дальнейшем сотрудничестве в области геологической разведки и добычи нефти и газа на континентальном шельфе Социалистической Республики Вьетнам в рамках совместного российско-вьетнамского предприятия "Вьетсовпетро" от 27 декабря 2010 года, которым предусматривается предоставление мер государственной поддержки правительством Вьетнама совместному предприятию "Вьетсовпетро". С учётом этого дополнительный доход российской компании АО "Зарубежнефть" от участия в совместном предприятии "Вьетсовпетро" увеличится на 316 млн. долл. США, а в бюджет Российской Федерации за счёт отчислений АО "Зарубежнефть" поступит 111 млн. долл. США. Таким образом, в результате предоставления мер экономической поддержки для совместной компании и совместного предприятия "Вьетсовпетро" правительствами России и Вьетнама общая сумма доходов в бюджет Российской Федерации увеличится на 13 млн. долл. США (от 111 млн. долл. США вычитаются 98 млн. долл. США).
Статьёй 5 Соглашения предусматривается, что пенсионные взносы за сотрудников совместной компании, являющихся вьетнамскими гражданами, уплачиваются в Фонд социального страхования Социалистической Республики Вьетнам в размере, предусмотренном вьетнамским законодательством (согласно пункту 1 статьи 7 Федерального закона "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" на иностранных граждан, постоянно или временно проживающих в Российской Федерации, а также временно пребывающих на территории Российской Федерации, которые работают по трудовому/гражданско-правовому договору, распространяется обязательное пенсионное страхование в соответствии с названным Федеральным законом).
Статья 6 Соглашения касается вопросов распределения прибыли совместной компании. Норма этой статьи о выплате дивидендов участникам общества с ограниченной ответственностью не предусмотрена гражданским законодательством Российской Федерации (в соответствии со статьями 28 и 29 Федерального закона "Об обществах с ограниченной ответственностью" между участниками общества с ограниченной ответственностью распределяется чистая прибыль, при этом дивиденды не выплачиваются).
Статьёй 10 Соглашения устанавливается, что оно вступает в силу с даты получения последнего письменного уведомления о выполнении Сторонами внутригосударственных процедур, необходимых для его вступления в силу, но не ранее вступления в силу Протокола о внесении изменений в Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Социалистической Республики Вьетнам о дальнейшем сотрудничестве в области геологической разведки и добычи нефти и газа на континентальном шельфе Социалистической Республики Вьетнам в рамках совместного российско-вьетнамского предприятия "Вьетсовпетро" от 27 декабря 2010 года, подписанного 20 апреля 2016 года.
Кроме того, из статьи 10 следует, что после вступления Соглашения в силу его положения применяются с 1 января 2016 года (условие об обратной силе).
Обращаем внимание на положение Соглашения, которое может вызвать необходимость толкования для целей правоприменения.
Согласно абзацу первому статьи 9, если после подписания Соглашения в законодательство Российской Федерации будут внесены изменения ухудшающие права и льготы, установленные им, то совместная компания пользуется правами и льготами, действовавшими на дату подписания Соглашения. В последнем абзаце названной статьи предусматривается, что в случае внесения изменений в налоговое законодательство Российской Федерации, ухудшающих рентабельность совместной компании, "Стороны проведут переговоры по урегулированию таких вопросов". Данная формулировка требует толкования, поскольку вопрос о неприменении к деятельности совместного предприятия законодательства, ухудшающего его права и льготы, урегулирован в соответствии с абзацем первым статьи 9. Также требует пояснения, чем понятие "ухудшение прав" отличается от понятия "ухудшение рентабельности", с учётом того, что ухудшение рентабельности влияет на реализацию такого экономического права, как право на осуществление предпринимательской деятельности (извлечение прибыли).
По тексту Соглашения имеется замечание технического характера: в заключительном положении вместо слов "Совершено в г. Ханой" следовало бы использовать слова "Совершено в г. Ханое".
Соглашение соответствует Конституции Российской Федерации, согласуется с международными обязательствами Российской Федерации.
Соглашение подлежит ратификации на основании подпункта "а" пункта 1 статьи 15 Федерального закона "О международных договорах Российской Федерации", поскольку устанавливает иные правила, чем предусмотренные Налоговым кодексом Российской Федерации, Федеральным законом "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", Федеральным законом "Об обществах с ограниченной ответственностью".
Федеральный закон вступает в силу по истечении десяти дней после дня его официального опубликования.
Согласно методике проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утверждённой Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 февраля 2010 года N 96, проведена антикоррупционная экспертиза, коррупциогенные факторы не выявлены.
Федеральный закон согласно пункту "г" (ратификация международных договоров Российской Федерации) статьи 106 Конституции Российской Федерации подлежит обязательному рассмотрению в Совете Федерации, которое должно быть начато не позднее 9 июля 2016 года.
Настоящее заключение направляется Председателю Совета Федерации В.И. Матвиенко, заместителям Председателя Совета Федерации Е.В. Бушмину и И.М.-С. Умаханову, председателю Комитета Совета Федерации по экономической политике Ю.В. Неёлову, председателю Комитета Совета Федерации по международным делам К.И. Косачеву, председателю Комитета Совета Федерации по бюджету и финансовым рынкам С.Н. Рябухину, полномочному представителю Президента Российской Федерации в Совете Федерации А.А. Муравьёву, полномочному представителю Правительства Российской Федерации в Совете Федерации А.В. Яцкину.
Заместитель Руководителя |
Е.Ю. Егорова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.