Досье на проект федерального закона
В соответствии с частью 3 статьи 104 Конституции Российской Федерации в Правительстве Российской Федерации рассмотрен проект федерального закона с учетом представленного финансово-экономического обоснования.
Законопроектом предлагается введение и реализация системы первоочередных мер, направленных на стабилизацию социально-экономической ситуации в Российской Федерации, а также установление системы органов управления развитием национальной экономики и определение полномочий органов, входящих в эту систему, в том числе полномочий Президента Российской Федерации, Государственной Думы, Правительства Российской Федерации, иных государственных органов.
Положения законопроекта не соответствуют Конституции Российской Федерации, Бюджетному кодексу Российской Федерации (далее - Бюджетный кодекс), Федеральному конституционному закону "О Правительстве Российской Федерации", иным законодательным актам Российской Федерации либо дублируют их.
Так, статьей 12 законопроекта предусматривается, что Президент Российской Федерации организует необходимое взаимодействие органов государственной власти Российской Федерации, принимает решение об образовании федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по государственному планированию социально-экономического развития Российской Федерации.
Между тем указанные полномочия Президента Российской Федерации либо закреплены в Конституции Российской Федерации (статьи 80, 112), либо непосредственно вытекают из нее.
Возлагаемое согласно статье 13 законопроекта на Совет Федерации полномочие по принятию федерального закона о приоритетах социально-экономического развития Российской Федерации на плановый период не соответствует статье 105 Конституции Российской Федерации, согласно которой федеральные законы принимаются Государственной Думой.
Кроме того, вопросы осуществления Государственной Думой и Советом Федерации парламентского контроля, а также представления Правительством Российской Федерации в Государственную Думу ежегодных отчетов (статьи 13 и 14 законопроекта) регулируются Конституцией Российской Федерации (статья 103) и Федеральным законом "О парламентском контроле" (статьи 5, 7).
Предлагаемое законопроектом внесение изменений в Бюджетный кодекс в части расширения направлений расходования средств Резервного фонда и Фонда национального благосостояния противоречит их целевому назначению. При этом следует учитывать, что управление средствами указанных фондов осуществляется Минфином России в порядке, установленном Правительством Российской Федерации (статья 96.11 Бюджетного кодекса).
Кроме того, внесение изменений в Бюджетный кодекс осуществляется отдельными федеральными законами (статья 2 Бюджетного кодекса).
Законопроектом предусматривается внесение изменений в Федеральный закон "О стратегическом планировании в Российской Федерации", вступивший в силу 11 июля 2014 г., практика применения которого еще не сформирована, в связи с чем внесение изменений в указанный Федеральный закон не отвечает принципу стабильности правового регулирования.
Предлагаемое законопроектом временное изменение правового статуса Банка России нарушает принцип его независимости, то есть возможность самостоятельного использования Банком России имеющихся в его распоряжении инструментов денежно-кредитной политики.
Следует отметить, что для стабилизации социально-экономической ситуации в Российской Федерации, а также в связи с высокой неопределенностью и волатильностью на финансовых и сырьевых рынках, которые повышают риски ошибок при прогнозировании развития экономики и планировании параметров федерального бюджета, был принят Федеральный закон "Об особенностях составления и утверждения проектов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации на 2016 год, о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившей силу статьи 3 Федерального закона "О приостановлении действия отдельных положений Бюджетного кодекса Российской Федерации".
Кроме того, Правительством Российской Федерации был утвержден план первоочередных мероприятий по обеспечению устойчивого развития экономики и социальной стабильности в 2015 году (распоряжение Правительства Российской Федерации от 27 января 2015 г. N 98-р).
Реализация предусмотренных законопроектом мер государственной поддержки по основным направлениям формирования приоритетов социально-экономического развития Российской Федерации, а также создание нового федерального органа исполнительной власти, наделяемого полномочиями по государственному планированию социально-экономического развития Российской Федерации, и Национального комитета государственного планирования и управления развитием Российской Федерации приведет к увеличению расходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
Однако пояснительная записка и финансово-экономическое обоснование к законопроекту не содержат каких-либо расчетных данных, позволяющих в полной мере оценить финансовые последствия его реализации.
В связи с изложенным представленный законопроект Правительством Российской Федерации не поддерживается.
Заместитель Председателя |
С. Приходько |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Письмо Правительства РФ 30 ноября 2015 г. N 8035п-П13 "Заключение на проект федерального закона N 882161-6 "О первоочередных мерах по стабилизации социально-экономической ситуации и о переходе к государственному планированию социально-экономического развития Российской Федерации", вносимый в Государственную Думу депутатами Государственной Думы В.Ф. Рашкиным, С.П. Обуховым, О.Н. Алимовой и другими"
Текст письма официально опубликован не был