Официальный отзыв Правительства РФ
на проект федерального закона N 812345-6 "О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации (по вопросу совершенствования порядка досудебного соглашения о сотрудничестве)", внесенный депутатами Государственной Думы Э.А. Валеевым, Н.И. Макаровым, В.Н. Плигиным и другими
Досье на проект федерального закона
В Правительстве Российской Федерации рассмотрен представленный проект федерального закона.
Законопроект предусматривает расширение полномочий прокурора, связанных с истребованием материалов проверки сообщения о преступлении, принятием решения о выделении уголовного дела в отношении подозреваемого или обвиняемого, с которым заключено досудебное соглашение о сотрудничестве, а также внесение изменений в порядок пересмотра судебных решений, принятых в соответствии с главой 40.1 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации.
Кроме того, законопроектом предлагается предусмотреть возможность применения особого порядка принятия судебного решения при заключении досудебного соглашения о сотрудничестве, содержащего обязательства подозреваемого или обвиняемого по изобличению лиц, совершивших преступления, в которых он не участвовал.
Правительство Российской Федерации поддерживает законопроект при условии его доработки с учетом замечаний, изложенных в приложении.
Приложение: на 3 л.
Заместитель Председателя |
С. Приходько |
Замечания
по проекту федерального закона N 812345-6 "О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации (по вопросу совершенствования порядка досудебного соглашения о сотрудничестве)"
Пунктом 1 законопроекта предусмотрен ряд полномочий прокурора, связанных с заключением досудебного соглашения о сотрудничестве, в том числе право прекращать его в порядке и по основаниям, предусмотренным Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации (далее - УПК). При этом законопроект необоснованно расширяет объем материалов, которые прокурор вправе истребовать при заключении досудебного соглашения о сотрудничестве.
Одновременно с этим законопроект не предусматривает возможности изменения или перезаключения досудебного соглашения о сотрудничестве, например, при необходимости корректировки отдельных его условий по объективным причинам.
Кроме того, право отмены прокурором постановления следователя об отказе в удовлетворении ходатайства подозреваемого (обвиняемого) о заключении досудебного соглашения о сотрудничестве противоречит общему порядку обжалования в вышестоящие инстанции действий следователя, регулируемому главой 16 УПК.
Также не учтены положения части первой статьи 317.2 УПК, согласно которым прокурор рассматривает ходатайство о заключении досудебного соглашения о сотрудничестве в течение трех суток с момента его поступления.
Пунктом 2 законопроекта предлагается установить, что уголовное дело в отношении подозреваемого или обвиняемого, с которым прокурором заключено соглашение, выделяется в отдельное производство с согласия прокурора.
Такое предложение не корреспондируется с полномочиями следователя (пункт 3 части второй статьи 38 УПК), в соответствии с которыми он самостоятельно направляет ход расследования, за исключением случаев, когда в соответствии с УПК требуется получение судебного решения или согласия руководителя следственного органа.
Кроме того, предлагаемое нововведение не согласуется с положениями статей 317.1 - 317.3 УПК.
Поскольку вопрос о выделении уголовного дела связан с ходом расследования, в том числе с тактикой производства следственных действий, а принятие прокурором решения о заключении досудебного соглашения о сотрудничестве не зависит от выделения уголовного дела, указанное ограничение полномочий следователя представляется необоснованным. Часть первая статьи 317.4 УПК (пункт 8 законопроекта) в случае невозможности выделения уголовного дела по указанным выше основаниям требует от следователя вынесения соответствующего постановления, что представляется излишним, поскольку принятие данного решения является правом следователя.
Законопроектом предполагается, что при заключении досудебного соглашения о сотрудничестве с одним или несколькими обвиняемыми уголовное дело в отношении обвиняемого (обвиняемых) может выделяться в отдельное производство (проектные пункт 4 части первой статьи 154 и часть первая статьи 317.4 УПК). Однако УПК не предусматривает порядка рассмотрения судом уголовного дела, в рамках которого принятие судебного решения в отношении одних обвиняемых должно производиться в общем порядке, а в отношении других - в особом.
Законопроект не предусматривает изменения действующей редакции части третьей статьи 317.4 УПК, согласно которой постановление о хранении документов в опечатанном конверте выносится только в случае возникновения угрозы безопасности подозреваемого или обвиняемого.
Следует также учитывать, что проектная часть третья.1 статьи 221 УПК дублирует положения действующих частей второй и третьей статьи 317.5 УПК.
Кроме того, указанная проектная норма содержит противоречие. Так, пунктом 9 законопроекта предусматривается, что прокурор рассматривает только уголовные дела, выделенные в отдельное производство в отношении обвиняемых, с которыми заключено досудебное соглашение о сотрудничестве.
Вместе с тем пункт 4 законопроекта предусматривает рассмотрение прокурором уголовных дел независимо от выделения их в отдельное производство.
Согласно проектной части третьей.1 статьи 221 УПК, а также действующей редакции части третьей статьи 317.5 УПК копия решения прокурора об особом порядке проведения судебного заседания и вынесения судебного решения вручается обвиняемому и его защитнику, которые вправе представить свои замечания, учитываемые прокурором при наличии к тому оснований. Частью четвертой статьи 317.5 УПК предусмотрено, что прокурор направляет уголовное дело в суд не позднее трех дней с момента ознакомления обвиняемого и защитника с указанным решением. При этом законопроектом не предусмотрен срок, в течение которого обвиняемый и его защитник могут представить свои замечания.
Необходимо также отметить, что введение такого условия для заключения соглашения как "содействие следствию в раскрытии и расследовании иных преступлений, не связанных с деянием, за которое обвиняемый привлекается к уголовной ответственности" (пункт 4, подпункт "а" пункта 6, подпункт "б" пункта 8, подпункты "б" и "в" пункта 9, пункт 10, подпункты "б" и "в" пункта 11 законопроекта), представляется избыточным.
Согласно части пятой статьи 317.7 УПК судья постановляет обвинительный приговор, удостоверившись, что подсудимым соблюдены все условия и выполнены все обязательства, предусмотренные заключенным с ним досудебным соглашением о сотрудничестве. Аналогичное правило установлено действующей редакцией части первой статьи 317.5 УПК. Однако проектная часть первая статьи 317.5 УПК при рассмотрении прокурором уголовного дела предусматривает необходимость оценки материалов, подтверждающих лишь выполнение обвиняемым обязательств.
В соответствии с пунктами 9 и 15 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 28 июня 2012 г. N 16 "О практике применения судами особого порядка судебного разбирательства уголовных дел при заключении досудебного соглашения о сотрудничестве", основанными на части первой статьи 317.5, части второй статьи 317.6 и части четвертой статьи 317.7 УПК, кроме выполнения обвиняемым соответствующих обязательств должны учитываться также следующие условия: его согласие с предъявленным обвинением, добровольность заключения досудебного соглашения о сотрудничестве при участии адвоката, степень угрозы личной безопасности, которой подвергался обвиняемый в результате сотрудничества со стороной обвинения.
В этой связи при вынесении прокурором представления об особом порядке проведения судебного заседания и вынесения судебного решения по уголовному делу должна быть дана оценка соблюдения обвиняемым условий досудебного соглашения о сотрудничестве.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.