Заключение Общественной палаты РФ
по результатам общественной экспертизы проектов федеральных законов N 984349-6 "Об общих принципах организации и деятельности общественных палат субъектов Российской Федерации" и N 984351-6 "О внесении изменения в статью 26.3 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" (в части создания и деятельности общественных палат субъектов Российской Федерации)
Досье на проект федерального закона
Общественной палатой Российской Федерации проведена общественная экспертиза проектов федеральных законов N 984349-6 "Об общих принципах организации и деятельности общественных палат субъектов Российской Федерации" и N 984351-6 "О внесении изменения в статью 26.3 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" (в части создания и деятельности общественных палат субъектов Российской Федерации) (далее - законопроекты).
В общественной экспертизе законопроектов приняли участие члены Общественной палаты Российской Федерации, члены общественных палат субъектов Российской Федерации, члены научно-консультативного совета при Общественной палате Российской Федерации, представители органов государственной власти Российской Федерации и научного сообщества.
Субъектом права законодательной инициативы в отношении законопроектов выступил Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации.
Общественная палата Российской Федерации концептуально поддерживает законопроекты.
В настоящее время во всех субъектах Российской Федерации сформированы общественные палаты. Однако на уровне федерального законодательства не закреплены общие принципы формирования и деятельности общественных палат субъектов Российской Федерации, нет единого подхода к их статусу, целям, задачам и полномочиям.
В силу статьи 9 Федерального закона от 21.07.2014 года N 212-ФЗ "Об основах общественного контроля в Российской Федерации" общественные палаты субъектов Российской Федерации являются важным элементом системы общественного контроля. Общественные палаты субъектов Российской Федерации призваны обеспечить взаимодействие граждан Российской Федерации, общественных объединений и некоммерческих организаций с органами государственной власти и местного самоуправления в целях учета потребностей и интересов граждан Российской Федерации, а также защиты их прав и свобод при формировании и реализации государственной политики. В этой связи законодательное закрепление унифицированного подхода к основным принципам формирования и деятельности общественных палат субъектов Российской Федерации представляется чрезвычайно важным.
Общественная палата Российской Федерации отмечает, что при принятии законопроектов необходимо обеспечить исключение возникновения противоречий между положениями проекта федерального закона "Об общих принципах организации и деятельности общественных палат субъектов Российской Федерации" (далее - проект закона, законопроект) и нормами Федерального закона от 21.07.2014 года N 212-ФЗ "Об основах общественного контроля в Российской Федерации".
С учетом того, что одной из важных задач общественных палат как субъектов общественного контроля является участие в формировании общественных советов при органах государственной власти, что применительно к полномочиям Общественной палаты Российской Федерации закреплено в статье 20 Федерального закона от 04.04.2005 года N 32-Ф3 "Об Общественной палате Российской Федерации", необходимо также определить правовые основания участия членов общественной палаты субъекта Российской Федерации в работе общественных советов при органах исполнительной власти субъекта Российской Федерации и/или при территориальных органах федеральных органов исполнительной власти.
Общественная палата Российской Федерации предлагает при доработке законопроекта ко второму чтению дополнительно проанализировать проблемы, которые могут возникнуть в связи с возложением законопроектом на субъекты Российской Федерации обязанности по финансовому обеспечению деятельности общественных палат субъектов Российской Федерации и рассмотреть возможность законодательного закрепления в процентном соотношении суммы расходов, выделяемых на деятельность общественной палаты субъекта Российской Федерации по отношению к общей сумме расходов, выделяемых, например, на деятельность законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации.
Важнейшей статьей законопроекта является статья, посвященная принципам формирования и деятельности общественных палат субъектов Российской Федерации. В этой связи Общественная палата Российской Федерации считает необходимым рассмотреть целесообразность включения в статью 4 законопроекта принципа приоритета прав и свобод человека.
Общественной палатой Российской Федерации проведен опрос общественных палат субъектов Российской Федерации в отношении рассматриваемых законопроектов. Представленные по итогам опроса отзывы в целом свидетельствуют о поддержке законопроектов общественными палатами субъектов Российской Федерации. Вместе с тем, Общественная палата Российской Федерации предлагает при доработке законопроекта ко второму чтению рассмотреть возможность учета следующих замечаний и предложений.
1. По мнению Общественной палаты Российской Федерации уточнения требует статья 2 законопроекта, посвященная целям и задачам законопроекта.
В целях обеспечения соответствия норм законопроекта Федеральному закону от 21 июля 2014 г. N 212-ФЗ "Об основах общественного контроля" предлагается пункт 4) статьи 2 после слов "и настоящим федеральным законом" дополнить словами "и законом субъекта Российской Федерации".
Пункты 6) и 7) статьи 2 необходимо дополнить указанием на взаимодействие с общественными советами при территориальных органах исполнительной власти, а также общественными советами при органах исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Данные общественные структуры на практике получили широкое распространение, а взаимодействие с ними, их информационная, методическая и иная поддержка, очевидно, относятся к целям и задачам общественных палат субъектов Российской Федерации.
2. Представляется целесообразным дополнить статью 5 законопроекта, посвященную Регламенту общественной палаты субъекта Российской Федерации (далее - Регламент), частью 4, предусматривающей, что выполнение требований Регламента Общественной палаты субъекта Российской Федерации является обязательным для ее членов.
В пункте 6 части 2 статьи 5 законопроекта закреплено, что Регламентом устанавливается порядок прекращения и приостановления полномочий членов общественной палаты субъекта Российской Федерации. Данный пункт необходимо дополнить указанием на возобновление полномочий.
Порядок внесения изменений в Регламент, закрепленный в части 3 статьи 5 законопроекта, рекомендуется отнести к вопросам ведения общественных палат субъектов Российской Федерации.
3. Рекомендуется рассмотреть возможность уточнения требований к членам Общественной палаты субъекта Российской Федерации, закрепленных в статье 7 законопроекта. В частности, следует обсудить перспективы введения в отношении члена общественной палаты субъекта Российской Федерации требования о проживании на территории субъекта Российской Федерации, а требования о проживании на территории субъекта Российской Федерации, а также снятия ограничений на членство в общественной палате субъекта Российской Федерации для лиц, замещающих должности муниципальной службы.
Кроме того, требует изменений и пункт 2 части 2 статьи 7 законопроекта. К числу лиц, которые не могут быть членами общественной палаты субъекта Российской Федерации, помимо лиц, признанных недееспособными на основании решения суда, необходимо отнести и лиц, ограниченных судом в дееспособности.
Представляется целесообразным дополнительно проработать возможность урегулирования на уровне законодательства субъекта Российской Федерации вопроса о допустимости либо недопустимости отзыва члена Общественной палаты субъекта Российской Федерации (часть 8 статьи 5 законопроекта).
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Вместо слов "часть 8 статьи 5" следует читать "часть 8 статьи 7"
4. Нуждается в правовой регламентации сложившаяся практика участия членов общественной палаты субъекта Российской Федерации в заседаниях законодательных, представительных и исполнительных органов государственной власти субъекта Российской Федерации, а также в заседаниях исполнительных и представительных органов муниципальной власти. Например, целесообразно законодательно закрепить право совета общественной палаты субъекта Российской Федерации обращаться к председателю законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации, руководителю исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации с просьбой рассмотреть вопрос об участии членов общественной палаты субъекта Российской Федерации в заседаниях законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации.
5. По мнению Общественной палаты Российской Федерации, статья 9 законопроекта нуждается в терминологическом уточнении. Так, в законопроекте председатель общественной палаты субъекта Российской Федерации и заместитель председателя общественной палаты субъекта Российской Федерации названы органами общественной палаты субъекта Российской Федерации, что представляется неверным. Необходимо унифицировать терминологию в части определения органов, полномочий и компетенции общественной палаты субъекта Российской Федерации.
6. В соответствии с пунктом 3) части 1 статьи 10 законопроекта полномочия члена общественной палаты субъекта Российской Федерации прекращаются в порядке, предусмотренном Регламентом общественной палаты субъекта Российской Федерации, в случае неспособности его в течение длительного времени по состоянию здоровья участвовать в работе общественной палаты субъекта Российской Федерации. Полагаем необходимым конкретизировать указанное понятие конкретным сроком.
Предлагается изложить пункт 11), 12) части 1 статьи 10 законопроекта в следующей редакции:
"11) если по истечении 30 дней со дня первого заседания Общественной палаты субъекта Российской Федерации член общественной палаты субъекта Российской Федерации не выполнил требование, предусмотренное частью 4 статьи 7 настоящего Федерального закона;
12) утраты им гражданства Российской Федерации, приобретения гражданства иностранного государства либо получения вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание гражданина Российской Федерации на территории иностранного государства".
Рекомендуется рассмотреть возможность дополнения части 1 статьи 10 законопроекта пунктом 13) следующего содержания: "переезда на постоянное место жительства в другой субъект Российской Федерации".
Общественная палата Российской Федерации отмечает отсутствие замечаний и предложений к проекту федерального закона N 984351-6 "О внесении изменения в статью 26.3 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" (в части создания и деятельности общественных палат субъектов Российской Федерации).
На основании вышеизложенного Общественная палата Российской Федерации поддерживает проекты федеральных законов N 984349-6 "Об общих принципах организации и деятельности общественных палат субъектов Российской Федерации" и N 984351-6 "О внесении изменения в статью 26.3 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" (в части создания и деятельности общественных палат субъектов Российской Федерации) и предлагает учесть вышеперечисленные замечания и предложения при доработке законопроектов ко второму чтению в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.