Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по бюджету и налогам
на проект федерального закона N 1058132-6 "О ратификации Протокола о внесении изменений в Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Сингапур об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от налогообложения в отношении налогов на доходы", внесенный Правительством Российской Федерации
Досье на проект федерального закона
Рассмотрев указанный законопроект, Комитет по бюджету и налогам отмечает следующее.
Рассматриваемым проектом федерального закона предусматривается ратифицировать Протокол о внесении изменений в Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Сингапур об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от налогообложения в отношении налогов на доходы (далее - Протокол), подписанный в г. Москве 17 ноября 2015 года.
Применительно к Российской Федерации положения Протокола предлагается применять к налоговым периодам, начинающимся 1 января или после 1 января календарного года, следующего за годом, в котором Протокол вступает в силу, то есть к налоговым периодам, начинающимся с 1 января 2017 года.
Протокол уточняет ключевые термины, используемые в Соглашении между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Сингапур об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от налогообложения в отношении налогов на доходы (далее - Соглашение) (в частности, дивиденды, проценты, роялти) и положения Соглашения, касающиеся отдельных видов доходов и взаимодействия компетентных органов договаривающихся сторон.
Протокол приводит в соответствие с Налоговым кодексом Российской Федерации названия российских налогов (налога на прибыль организаций и налога на доходы физических лиц), уточняет определение термина "Сингапур".
Протоколом увеличиваются сроки, по истечении которых строительно-монтажная деятельность и деятельность по оказанию услуг будут приводить к образованию в одном договаривающемся государстве постоянного представительства предприятия другого государства: с 6 до 12 месяцев в отношении строительно-монтажной деятельности и с 3 месяцев до 183 дней в отношении деятельности по оказанию услуг (статья 3 Протокола).
Статьей 4 Протокола вносятся изменения в статью 10 Соглашения, регулирующую вопросы налогообложения дивидендов. Этими изменениями режим налогообложения, предусмотренный в отношении дивидендов, распространяется также и на выплаты, осуществляемые инвестиционным фондом недвижимости (применительно к Российской Федерации под ним понимается паевой инвестиционный фонд, созданный в Российской Федерации в основном для инвестирования в недвижимое имущество, расположенное в Российской Федерации), а выплачиваемые Правительству другого договаривающегося государства дивиденды и указанные выплаты освобождаются от налогообложения у источника выплаты. Предполагается, что данные меры позволят стимулировать капиталовложения по государственной линии. Кроме того, уточняется термин "акции", используемый при определении термина "дивиденды" (предполагается, что он включает в себя депозитарные расписки по акциям).
Действующим Соглашением предусмотрена возможность налогообложения дивидендов у источника выплаты, при этом установлена единая ставка налога - не превышающая 5 процентов, если лицом, имеющим фактическое право на дивиденды, является компания, которая прямо владеет, по крайней мере, 15 процентами капитала компании, выплачивающей дивиденды, и инвестировала в капитал этой компании, по крайней мере, 100 тыс. долларов США или эквивалентную сумму в другой валюте.
Протоколом устанавливается одно условие, необходимое для налогообложения дивидендов по ставке 5 процентов в государстве - источнике выплаты дивидендов, - необходимость владения лицом, имеющим фактическое право на дивиденды, не менее 15 процентами капитала компании, выплачивающей дивиденды. Применительно к дивидендам, получаемым в иных случаях, и к выплатам, осуществляемым инвестиционным фондом недвижимости, устанавливается, что ставка налога не должна превышать 10 процентов.
В настоящее время в отношении доходов, полученных иностранной организацией в виде дивидендов по акциям российских организаций, дивидендов от участия в капитале организации в иной форме, а также по доходам, полученных физическими лицами, не являющимися налоговыми резидентами Российской Федерации, установлена ставка налога в размере 15 процентов (подпункт 3 пункта 3 статьи 284 и пункт 3 статьи 224 Налогового кодекса). При этом предусмотрена возможность установления иных ставок международным договором Российской Федерации, регулирующим вопросы налогообложения (пункт 6 статьи 275 Налогового кодекса).
Изменениями в статью 11 "Проценты" Соглашения исключено положение о возможности обложения налогом процентов у источника выплаты (взимаемый таким образом налог в настоящее время не может превышать 7,5 процента от общей суммы процентов). Проценты, возникающие в договаривающемся государстве и выплачиваемые резиденту другого договаривающегося государства, будут подлежать налогообложению только в этом другом государстве. В условиях сложившихся международных экономических отношений это позволит российским заемщикам снизить затраты по привлечению и обслуживанию кредитов сингапурских банков и стать хорошей альтернативой для российских предприятий в поисках новых источников финансирования.
Российским законодательством ставка налога на прибыль организаций в отношении налога на доходы иностранных организаций, не связанных с деятельностью в Российской Федерации через постоянное представительство, которая в отношении доходов в виде процентов для иностранных организаций установлена в размере 20 процентов (подпункт 1 пункта 2 статьи 284 Налогового кодекса) (за исключением процентов от долговых обязательств в виде государственных и муниципальных эмиссионных ценных бумаг, по которым установлены более низкие ставки), а в отношении физических лиц, не являющихся налоговыми резидентами Российской Федерации, - в размере 30 процентов (пункт 3 статьи 224 Налогового кодекса).
Протоколом вносятся изменения в статью 12, которыми уточняется термин "роялти" и уменьшается с 7,5 до 5 процентов максимальная сумма налога, взимаемого у источника выплаты.
При этом статьи 10 - 12 Соглашения, регулирующие вопросы налогообложения дивидендов, процентов и роялти, дополняются положением, согласно которому льготы, предусмотренные этими статьями Соглашения, не будут действовать в случае доказанности, что сделка была проведена исключительно с целью получения этой льготы.
В статье 14 "Доходы от независимых личных услуг" Соглашения увеличен с 90 до 183 дней срок, в течение которого физическое-резидент одного договаривающегося государства лицо должно находиться в другом договаривающемся государстве, для того, чтобы доходы, получаемые им за оказание в этом другом договаривающемся государстве профессиональных услуг или другую деятельность независимого характера, могли облагаться в другом договаривающемся государстве.
В статье 18 "Пенсии" Соглашения меняется общий порядок налогообложения пенсий и других подобных вознаграждений, возникающих в одном договаривающемся государстве и выплачиваемых резиденту другого договаривающегося государства в связи с прошлой работой по найму: их налогообложение предполагается только в первом договаривающемся государстве (т.е. у источника выплаты).
Протоколом статья 22 "Ограничение преимуществ" излагается в новой редакции. При этом из нее исключается положение, которым предусматривалось, что в случае, если доход от источников в Российской Федерации подлежит в Российской Федерации освобождению от налогообложения или налогообложению по пониженной ставке, а в Сингапуре указанный доход подлежит налогообложению не в полном объеме, а лишь в той части, которая переведена в Сингапур или получена в Сингапуре, то освобождение от налогообложения или налогообложение по пониженной ставке в Российской Федерации, предусмотренное Соглашением, применяется только в той части дохода, которая переведена в Сингапур или получена в Сингапуре.
Статья 26 "Обмен информацией" дополнена положениями, содержащимися в Типовом соглашении об избежании двойного налогообложения и о предотвращении уклонения от уплаты налогов на доходы и имущество, утвержденном постановлением Правительства Российской Федерации от 24.02.2010 N 84, и предусматривающими:
принятие договаривающимися сторонами имеющихся в их распоряжении мер для получения запрошенной информации, даже если они для собственных налоговых целей в такой информации не нуждаются;
невозможность отказать в предоставлении информации только лишь на том основании, что такой информацией располагает банк, иная финансовая организация, номинальный держатель, агент или доверительный управляющий или что такая информация относится к правам владения каким-либо лицом.
Необходимо отметить, что в отличие от указанного выше Типового соглашения, а также, несмотря на наличие соответствующих положений в Совместной Конвенции Совета Европы и ОЭСР о взаимной административной помощи по налоговым делам от 25.01.1998, Соглашение не предусматривает содействия договаривающихся сторон во взыскании налогов.
Скорректирован ряд положений действующего Протокола от 09.09.2002, являющегося неотъемлемой частью Соглашения. В частности, внесенными изменениями дано разъяснение термина "политические подразделения" применительно к Российской Федерации.
Стороны также зафиксировали взаимный отказ от легализации и апостилирования любых документов и информации, выдаваемых и направляемых компетентными органами для применения Соглашения.
Протокол содержит правила иные, чем предусмотренные законодательством Российской Федерации (в частности, Протоколом предусмотрено отсутствие налогообложения процентов у источника выплаты, установлены ставки налогообложения дивидендов, отличающиеся от аналогичных ставок, установленных Налоговым кодексом). В этой связи Протокол подлежит ратификации на основании подпункта "а" пункта 1 статьи 15 Федерального закона от 15 июля 1995 г. N 101-ФЗ "О международных договорах Российской Федерации". Протокол вступает в силу с даты получения последнего из уведомлений о выполнении договаривающимися государствами внутригосударственных процедур, необходимых для его вступления в силу.
Учитывая, что ратификация Протокола будет способствовать повышению эффективности двустороннего сотрудничества в налоговой сфере, Комитет по бюджету и налогам поддерживает принятие проекта федерального закона N 1058132-6 "О ратификации Протокола о внесении изменений в Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Сингапур об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от налогообложения в отношении налогов на доходы".
Председатель Комитета |
А.М. Макаров |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.