Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по информационной политике, информационным технологиям и связи
на проект федерального закона N 541299-5 "О внесении изменений в Федеральный закон "О связи", внесенный М.Л. Коробовым, Ю.Г. Медведевым в период исполнения ими полномочий депутатов Государственной Думы
Досье на проект федерального закона
Комитет Государственной Думы по информационной политике, информационным технологиям и связи рассмотрел проект федерального закона N 541299-5 "О внесении изменений в Федеральный закон "О связи", внесенный М.Л. Коробовым, Ю.Г. Медведевым в период исполнения ими полномочий депутатов Государственной Думы и отмечает следующее.
Законопроектом предлагается внести изменения в Федеральный закон "О связи", дополнив его положением о предоставлении абоненту возможности без оплаты производить регистрацию абонентских терминалов у оператора связи в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации. При этом, в обязанности оператора входит регистрация пользовательского (оконечного) оборудования абонента и приостановка (прекращение) пропуска трафика от/к этому оборудованию в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти в области связи (информирование о факте утери (краже) терминала операторов всех сетей подвижной связи, действующих на территории России).
Необходимо отметить, что в настоящее время идентификация большого количества абонентских устройств может быть произведена только с помощью IMEI (International Mobile Equipment Identity - международный идентификатор мобильного оборудования), который в силу своих технологических особенностей не является уникальным и может быть изменен производителем и иными лицами на несложном аппаратном оборудовании с достаточно простым программным обеспечением при небольших материальных затратах. Правовые гарантии уникальности этого идентификатора в Российской Федерации отсутствуют. Возможность оперативного (дистанционного) контроля со стороны оператора используемых иных номерных обозначений не предусмотрена. Кроме того, большая часть мобильных телефонов (абонентских устройств) имеет совпадающие значения IMEI либо идентификатор отсутствует ("серые" телефоны). Таким образом, в случае реализации законопроекта в представленной редакции, его цель по пресечению незаконного использования пользовательского (оконечного) оборудования - абонентских терминалов подвижной радиотелефонной связи, не будет достигнута.
Обращаем внимание, что реализация норм законопроекта может привести к нарушению прав добросовестных владельцев мобильных телефонов, поскольку приостановление оператором подвижной связи оказания услуг связи абоненту, использующему абонентское устройство с IMEI, совпадающее с IMEI утраченного устройства, нарушит законные права такого абонента, так как пользователь подвижной связи может являться добросовестным покупателем и не знать о том, что у его устройства IMEI не является уникальным и многократно дублировался. В другом случае, у утраченного зарегистрированного мобильного телефона, о котором сообщит и потребует блокировки потерпевший, в свою очередь может быть не подлинный, а измененный или неуникальный IMEI. Также в базе данных могут регистрироваться мобильные телефоны с поддельными идентификаторами, а впоследствии ввезенные в страну мобильные телефоны с оригинальными идентификаторами в процессе эксплуатации создадут правовую неопределенность.
С учетом изложенного, Комитет Государственной Думы по информационной политике, информационным технологиям и связи не поддерживает принятие законопроекта N 541299-5 "О внесении изменений в Федеральный закон "О связи" в предложенной редакции и рекомендует Государственной Думе отклонить его в первом чтении.
Председатель комитета |
Л.Л. Левин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.