Досье на проект федерального закона
В соответствии со статьей 16 Федерального закона "О международных договорах Российской Федерации" разработан проект федерального закона о ратификации Конвенции между Российской Федерацией и Королевством Бельгии об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от налогообложения в отношении налогов на доходы и капитал и Протокола к ней.
Между Россией и Бельгией действует аналогичное соглашение от 16 июня 1995 г., однако в связи с тем, что процедура обмена налоговой информацией осуществляется компетентными органами Бельгии с существенными ограничениями, в ходе переговоров российской стороной было предложено внести изменения в статью 25 действующего соглашения.
Стороны пришли к выводу о целесообразности заключения нового соглашения вместо протокола о внесении поправок в действующее.
При проведении переговоров по проекту нового соглашения российская сторона основывалась на Типовом соглашении между Российской Федерацией и иностранными государствами об избежании двойного налогообложения и о предотвращении уклонения от уплаты налогов на доходы и имущество, утвержденном постановлением Правительства Российской Федерации от 24 февраля 2010 г. N 84 "О заключении межгосударственных соглашений об избежании двойного налогообложения и о предотвращении уклонения от уплаты налогов на доходы". Стороны также руководствовались типовыми моделями, рекомендованными Организацией Экономического Сотрудничества и Развития (ОЭСР) и Организацией Объединенных Наций (ООН).
При подписании Конвенции российской стороной сделано заявление, в соответствии с которым уточняется, что, несмотря на тот факт, что Конвенция заключается между Российской Федерацией и Королевством Бельгии, его сообществами и регионами полную ответственность за соблюдение обязательств, вытекающих из Конвенции, несет исключительно Королевство Бельгии.
Основными положениями Конвенции являются следующие:
Сфера применения Конвенции
Конвенция распространяется на налоги на доходы и капитал юридических и физических лиц, имеющих место жительства, постоянное пребывание, место управления в Российской Федерации или в Королевстве Бельгии.
Конвенция, что соответствует Типовому соглашению, содержит критерии, на основании которых определяется постоянное местопребывание лица иного чем физическое, в случае, когда оба Договаривающиеся государства признают такое лицо своим резидентом для целей налогообложения.
Для целей Конвенции местом фактического управления лица, иного чем физическое, является место, в котором осуществляется управление его предпринимательской деятельностью в целом и в котором осуществляется высшее руководство ею. При определении места фактического управления будут, в частности, приниматься во внимание следующие критерии:
место, где проводятся заседания совета директоров или аналогичного органа;
место, где осуществляется ежедневное руководящее управление;
место, где руководящие должностные лица осуществляют свою деятельность.
Налогообложение прибыли от предпринимательской деятельности
Конвенция предусматривает, что налогообложение доходов (прибыли) от предпринимательской деятельности лица одного Договаривающегося государства производится в другом Договаривающемся государстве, если такое лицо осуществляет деятельность в этом другом государстве через расположенное в нем постоянное представительство, только в той части, которая относится к этому постоянному представительству. При этом в отношении строительной площадки, строительного или монтажного объекта установлено, что такие площадка или объект образуют постоянное представительство только в случае, если они существуют более 12 месяцев.
Налогообложение доходов от капитала
Доходы, получаемые резидентом Договаривающегося государства от недвижимого имущества (включая доход от сельского или лесного хозяйства), находящегося в другом Договаривающемся государстве, могут облагаться налогом в этом другом государстве.
Капитал, представленный недвижимым имуществом, принадлежащий резиденту одного Договаривающегося государства и находящийся в другом Договаривающемся государстве, может облагаться налогом в этом другом государстве.
Капитал, представленный движимым имуществом, составляющим часть коммерческого имущества постоянного представительства, которое предприятие одного Договаривающегося государства имеет в другом государстве, может облагаться налогом в этом другом государстве.
Исключение сделано в отношении доходов от эксплуатации морских или воздушных судов, железнодорожного транспорта или автотранспортных средств в международных перевозках, которые подлежат налогообложению только в Договаривающемся государстве, в котором находится фактическое место управления предприятием.
Налогообложение дивидендов
Право взимать налоги с дивидендов, получаемых из другого Договаривающегося государства, предоставлено государству-получателю. В то же время оговаривается право взимания налога и в государстве-источнике, однако, если получатель дивидендов является резидентом другого Договаривающегося государства, то в этом случае налог не может превышать:
a) 5 процентов общей суммы дивидендов, если лицом, имеющим фактическое право на них, является компания, которая в течение непрерывного, не менее чем 12-месячного периода владеет акциями, прямо представляющими не менее чем 10 процентов капитала компании, выплачивающей дивиденды, и эта доля участия в капитале составляет не менее чем 80 000 евро или эквивалентную сумму в рублях;
b) 15 процентов общей суммы дивидендов во всех остальных случаях.
Конвенция предусматривает освобождение от налогообложения дивидендов в Договаривающемся государстве, резидентом которого является компания, выплачивающая такие дивиденды, если лицом, имеющим фактическое право на дивиденды, является пенсионный фонд - резидент другого Договаривающегося государства, при условии, что такие дивиденды получены не вследствие осуществления предпринимательской деятельности этим пенсионным фондом или ассоциированным с ним предприятием.
В соответствии с действующим Типовым соглашением определение термина "дивиденды" Конвенции распространено на любые доходы от участия в паевых инвестиционных фондах, а также на доходы - даже в форме процентов, - на которые распространяется режим налогообложения доходов от акций в соответствии с налоговым законодательством, касающимся "недостаточной капитализации" того государства, резидентом которого является компания, выплачивающая дивиденды.
Налогообложение процентов
Право взимать налоги с процентов, выплачиваемых по разным долговым обязательствам, предоставлено Договаривающемуся государству, резидентом которого является получатель дохода. В то же время оговаривается право взимания налога и в государстве-источнике, однако, если получатель процентов является резидентом другого Договаривающегося государства, то в этом случае налог не может превышать 10 процентов общей суммы процентов.
Однако Конвенция предусматривает освобождение в государстве-источнике от налогообложения:
a) процентов, выплачиваемых по займу или кредиту, предоставленному предприятием одного Договаривающегося государства предприятию другого Договаривающегося государства;
b) процентов, выплачиваемых пенсионному фонду при условии, что такие проценты получены не вследствие осуществления предпринимательской деятельности этим пенсионным фондом или ассоциированным с ним предприятием;
c) процентов, выплачиваемых другому Договаривающемуся государству, его политическому подразделению, или местному органу власти, или государственному учреждению.
Термин "проценты" не включает штрафы за просрочку платежа и проценты, рассматриваемые как дивиденды в соответствии с положениями статьи 10 Конвенции, регулирующей налогообложение дивидендов.
Налогообложение доходов от авторских прав и лицензий
Право взимать налоги с роялти предоставлено государству, резидентом которого является получатель роялти.
Налогообложение доходов физических лиц
Конвенция предусматривает режим налогообложения доходов физических лиц, аналогичный принятому в международной практике. Физическое лицо уплачивает налоги со всех своих доходов в той стране, в которой оно находится свыше 183 дней в течение соответствующего календарного года.
Исключение, с учетом международной практики, сделано для членов экипажей транспортных средств, эксплуатируемых в международных перевозках, артистов, спортсменов, государственных служащих, пенсионеров, студентов, стажеров.
Ограничение льгот
Конвенция содержит положения, позволяющие компетентным органам Договаривающегося государства не предоставлять резиденту Договаривающегося государства льготы по снижению налоговой ставки или освобождению от налогообложения, предусмотренные Конвенцией в другом Договаривающемся государстве, если основной целью или одной из основных целей такого резидента или лица, связанного с таким резидентом, было получение упомянутых льгот.
Обмен информацией
Конвенция регулирует вопросы обмена информацией между компетентными органами Договаривающихся государств.
В соответствии с современными требованиями международного сотрудничества в области налогообложения Конвенция содержит ряд положений, которые позволяют Российской Федерации повысить эффективность обмена информацией между налоговыми органами Российской Федерации и Королевством Бельгии по налогам любого вида, включая косвенные.
Так, Конвенция содержит положения, не позволяющие отказать в предоставлении информации, запрашиваемой другим Договаривающимся государством, только на основании отсутствия заинтересованности в такой информации у запрашиваемого Договаривающегося государства для собственных налоговых целей, а также на основании того, что такой информацией располагают банки и иные кредитные организации, номинальные держатели, агенты, доверительные управляющие или если такая информация касается имущественных интересов применительно к каким-либо лицам.
Другие положения
Конвенция содержит положения, соответствующие типовой модели ОЭСР и гарантирующие недопущение налоговой дискриминации.
Конвенция регулирует процедуру рассмотрения заявлений налогоплательщиков и разрешения споров в случае, когда действия одного или обоих Договаривающихся государств приводят или приведут к его налогообложению не в соответствии с положениями заключенного соглашения.
Конвенция дополнена положениями, позволяющими Договаривающимся государствам оказывать взаимное содействие во взыскании причитающихся им налоговых обязательств в отношении всех налогов и любого круга лиц, что соответствует положениям действующего Типового соглашения.
Конвенция определяет методы устранения двойного налогообложения.
В соответствии с подпунктом "а" пункта 1 статьи 15 Федерального закона "О международных договорах Российской Федерации" Конвенция подлежит ратификации, поскольку содержит правила иные, чем предусмотренные законодательством Российской Федерации, в том, что касается налогообложения дивидендов, процентов, доходов от авторских прав и лицензий, прибыли от международных перевозок, полученных юридическими и физическими лицами Договаривающихся государств.
Протокол также подлежит ратификации в качестве неотъемлемой части Конвенции.
Конвенция вступает в силу с даты получения последнего из уведомлений о выполнении государствами процедур, необходимых для их вступления в силу.
Положения Конвенции будут применяться до тех пор, пока одно из государств не прекратит ее действие, направив по дипломатическим каналам письменное уведомление о прекращении действия не позднее тридцатого июня любого календарного года по истечении пяти лет с даты вступления Конвенции и Протокола к ней в силу.
Конвенция будет способствовать развитию торгового, культурного и научно-технического сотрудничества между Российской Федерацией и Королевством Бельгии, а также привлечению взаимных инвестиций.
Реализация Конвенции не потребует дополнительных финансовых расходов из федерального бюджета. Получение возможности для налоговых органов обоих государств обмениваться необходимой налоговой информацией приведет к выявлению дополнительных источников поступлений в соответствующие бюджеты.
Положения Конвенции и Протокола к ней соответствуют положениям Договора о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 г., а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
Финансово-экономическое обоснование
к проекту федерального закона "О ратификации Конвенции между Российской Федерацией и Королевством Бельгии об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от налогообложения в отношении налогов на доходы и капитал и Протокола к ней"
Принятие Федерального закона "О ратификации Конвенции между Российской Федерацией и Королевством Бельгии об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от налогообложения в отношении налогов на доходы и капитал и Протокола к ней" не потребует расходов, покрываемых за счет федерального бюджета.
Перечень
федеральных законов, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О ратификации Конвенции между Российской Федерацией и Королевством Бельгии об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от налогообложения в отношении налогов на доходы и капитал и Протокола к ней"
Принятие Федерального закона "О ратификации Конвенции между Российской Федерацией и Королевством Бельгии об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от налогообложения в отношении налогов на доходы и капитал и Протокола к ней" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия других федеральных законов.
Перечень
нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О ратификации Конвенции между Российской Федерацией и Королевством Бельгии об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от налогообложения в отношении налогов на доходы и капитал и Протокола к ней"
Принятие Федерального закона "О ратификации Конвенции между Российской Федерацией и Королевством Бельгии об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от налогообложения в отношении налогов на доходы и капитал и Протокола к ней" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.