Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 1127146-6 "О внесении изменения в статью 1.3.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях"
Досье на проект федерального закона
Частью 1 статьи 1.3.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - Кодекс) к ведению субъектов Российской Федерации в области законодательства об административных правонарушениях отнесен ряд полномочий. Частью 2 указанной статьи определено, что законами субъектов Российской Федерации органы местного самоуправления могут наделяться отдельными полномочиями субъекта Российской Федерации по решению вопросов, указанных в пунктах 4 - 6 части 1 настоящей статьи, с передачей необходимых для их осуществления материальных и финансовых средств, и в случае наделения органа местного самоуправления указанными полномочиями его должностные лица вправе составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных законами субъекта Российской Федерации.
В пунктах 4-6 части 1 статьи 1.3.1. содержатся следующие полномочия:
создание комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав (пункт 4);
создание административных комиссий, иных коллегиальных органов в целях привлечения к административной ответственности, предусмотренной законами субъектов Российской Федерации (пункт 5);
определение перечня должностных лиц, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных законами субъектов Российской Федерации (пункт 6).
Возможность наделения органов местного самоуправления полномочием субъекта Российской Федерации по организации производства по делам об административных правонарушениях, предусмотренных законами субъектов Российской Федерации (п. 2. ч. 1 ст. 1.3.1), Кодексом не предусмотрена. Но вместе с тем Кодексом предоставлено право должностным лицам органов местного самоуправления при наделении органов местного самоуправления полномочиями, предусмотренными пунктами 4-6 части 1 статьи 1.3.1, составлять протоколы об административных правонарушениях.
Реализация субъектами Российской Федерации указанных норм Кодекса вызывает затруднения, связанные с отсутствием в административном законодательстве норм, определяющих отдельные понятия и термины, что приводит к неоднозначному толкованию норм Кодекса и как следствие к спорным ситуациям. В частности, из анализа норм Кодекса невозможно определить содержание такого понятия, как "организация производства по делам об административных правонарушениях" и объем процессуальных действий, содержащихся в понятии "составление протоколов об административном правонарушении".
При регулировании законами субъектов Российской Федерации передачи полномочий органам местного самоуправления, предусмотренных пунктами 4-6 части 1 статьи 1.3.1 Кодекса, возникают вопросы, решение которых на основе действующих в настоящее время норм Кодекса вызывает затруднение, в частности такие:
- составление протоколов об административных правонарушениях - это право, обусловленное переданными полномочиями, либо это полномочие которое необходимо передать органам местного самоуправления в соответствии со статьей 19 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" с передачей необходимых для их осуществления материальных и финансовых средств? Из раздела IV Кодекса можно понять, что составление протоколов - это одно из процессуальных действий производства по делам об административных правонарушениях, относящееся к стадии возбуждения дела об административном правонарушении, но передача органам местного самоуправления полномочий по организации производства по делам об административных правонарушениях частью 2 статьи 1.3.1 Кодекса не предусмотрена;
- предполагает ли передача органам местного самоуправления полномочий по составлению протоколов об административных правонарушениях, осуществление органами местного самоуправления иных действий, как правило, связанных неразрывно с непосредственным составлением протокола и относящихся к стадии возбуждения дела об административном правонарушении? Например, из частей 1 и 3 статьи 28.1 Кодекса следует, что дело об административном правонарушении может быть возбуждено должностным лицом, уполномоченным составлять протоколы об административных правонарушениях, при наличии заявления физического или юридического лица, указывающего на наличие события административного правонарушения. Но до составления протокола об административном правонарушении должностному лицу необходимо произвести сбор данных, указывающих на наличие события административного правонарушения конкретным лицом, получить необходимые свидетельства (доказательства) о факте совершения административного правонарушения и причастности конкретного лица к его совершению;
- более чем в 20 процентах случаев рассмотрение поступивших от физических и юридических лиц заявлений о событии административного правонарушения не заканчивается составлением должностным лицом протокола об административном правонарушении ввиду отсутствия события или состава правонарушения, а в соответствии с абзацем первым части 5 статьи 19 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" финансовое обеспечение отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления, осуществляется только за счет предоставляемых местным бюджетам субвенций из соответствующих бюджетов. Будет ли соответствовать целевому назначению та часть субвенции, которая согласно методике определения размера субвенций, передаваемых муниципальным образованиям для обеспечения отдельных государственных полномочий по составлению протоколов об административных правонарушениях, будет покрывать расходы муниципального образования, связанные с рассмотрением заявлений физических и юридических лиц о событии административного правонарушения, но не закончившихся составлением протокола об административном правонарушении?
Законопроект подготовлен с целью исключения неоднозначного толкования норм Кодекса, предусматривающих право субъекта Российской Федерации по наделению органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями в области законодательства об административных правонарушениях.
Законопроектом предлагается предоставить право субъекту передавать органам местного самоуправления полномочия, предусмотренные пунктом 2 части 1 статьи 1.3.1 Кодекса, а именно полномочия по организации производства по делам об административных правонарушениях, предусмотренных законами субъектов Российской Федерации.
Финансово-экономическое обоснование
к проекту федерального закона "О внесении изменения в статью 1.3.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях"
Принятие проекта федерального закона "О внесении изменения в статью 1.3.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" не потребует дополнительных финансовых затрат из федерального бюджета.
Перечень
актов федерального законодательства, подлежащих признанию утратившими силу, изменению, дополнению или принятию в связи с принятием федерального закона "О внесении изменения в статью 1.3.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях"
Принятие проекта федерального закона "О внесении изменения в статью 1.3.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" не повлечет за собой внесение изменений, дополнений, признание утратившими силу или принятие других нормативных актов.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.