Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 1127203-6 "О внесении изменений в статьи 2 и 16 Федерального закона "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции"
Досье на проект федерального закона
Проектом федерального закона "О внесении изменений в статьи 2 и 16 Федерального закона "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" органы государственной власти субъектов Российской Федерации наделяются полномочиями по установлению полного запрета на розничную продажу слабоалкогольных тонизирующих напитков на территории субъекта Российской Федерации. Законопроектом также определяется понятие "слабоалкогольные тонизирующие напитки" для выделения его в качестве самостоятельного объекта правового регулирования.
Целью законопроекта является ограничение потребления слабоалкогольных тонизирующих напитков, серьезная опасность распространения которых официально признана на самом высоком уровне. Установлено, что такие напитки пагубно влияют на сердечно-сосудистую систему, при потреблении кофеина вперемешку с алкоголем велик риск развития кофеино-алкогольной дегидратации (обезвоживания).
Основной аудиторией потребления данной категории напитков является молодежь. Потребление слабоалкогольных тонизирующих напитков приводит к привыканию и повторному потреблению данных напитков, в результате чего происходит ускорение привыкания к алкоголю. Слабоалкогольные тонизирующие напитки отрицательно влияют на организм человека. Тонизирующие компоненты алкогольных напитков, вызывающие стимуляцию энергетического обмена, усиливают многократно риск токсического, мутагенного и канцерогенного действия алкоголя на человека.
Попытки субъектов Российской Федерации самостоятельно ограничить продажу слабоалкогольных тонизирующих напитков в рамках предоставленных им Федеральным законом "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" полномочий по ограничению розничной продажи алкогольной продукции признаны судебными органами противоречащими федеральному законодательству. Так, решением суда Еврейской автономной области по административному исковому заявлению прокурора ЕАО закон области "Об установлении ограничений в сфере продажи слабоалкогольных и безалкогольных тонизирующих напитков на территории Еврейской автономной области" в части установления запрета на розничную продажу слабоалкогольных напитков признан противоречащим федеральному законодательству и недействующим, поскольку Федеральный закон "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" не наделяет органы государственной власти субъекта полномочиями на введение запрета на розничную продажу отдельных видов алкогольной продукции, а предусматривает лишь право органов государственной власти субъектов Российской Федерации устанавливать дополнительные ограничения к тем ограничениям, которые установлены Федеральным законом. Верховный Суд Российской Федерации (определение от 13 апреля 2016 г. N 65-АПГ16-1) оставил решение суда Еврейской автономной области без изменения.
Вместе с тем судами принимаются и противоположные решения, в частности, из постановления Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 07.10.2013 по делу N A32-2671/2013 следует, что антимонопольный орган посчитал, что введение региональными властями ограничений на розничную продажу слабоалкогольных тонизирующих напитков является неправомерным. Однако, проанализировав положения ст. 3 и абз. 2 п. 5 ст. 16 Федерального закона от 22.11.1995 N 171-ФЗ, суд указал, что установление возможности введения полного запрета на розничную реализацию алкогольной продукции не исключает возможности введения запрета на розничную реализацию отдельного вида алкогольной продукции исходя из целей защиты нравственности, здоровья, прав и законных интересов граждан. В связи с этим суд пришел к выводу, что установленный региональными властями запрет розничной реализации слабоалкогольных тонизирующих напитков не противоречит нормам Федерального закона N 171-ФЗ, и отказал в удовлетворении заявления о признании недействующими соответствующих положений закона субъекта Российской Федерации.
Таким образом, принятие законопроекта исключит неоднозначность толкования положений Федерального закона "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" в части реализации субъектами Российской Федерации полномочий по установлению дополнительных ограничений розничной продажи одного из видов алкогольной продукции - слабоалкогольных тонизирующих напитков.
Финансово-экономическое обоснование
к проекту федерального закона "О внесении изменений в статьи 2 и 16 Федерального закона "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции"
Принятие проекта федерального закона "О внесении изменений в статьи 2 и 16 Федерального закона "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" не потребует дополнительных финансовых затрат из федерального бюджета.
Перечень
актов федерального законодательства, подлежащих признанию утратившими силу, изменению, дополнению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в статьи 2 и 16 Федерального закона "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции"
Принятие проекта федерального закона "О внесении изменений в статьи 2 и 16 Федерального закона "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" не повлечет за собой внесение изменений, дополнений, признание утратившими силу или принятие других нормативных актов.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.