Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 1132191-6 "О внесении изменений в статью 1 Федерального закона "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" и Федеральный закон "Об аудиторской деятельности"
Досье на проект федерального закона
Проект федерального закона разработан с целью совершенствования и повышения результативности осуществляемого Федеральной службой финансово-бюджетного надзора, а со 2 февраля 2016 г. Федеральным казначейством (далее - уполномоченный федеральный орган по контролю и надзору) внешнего контроля качества работы аудиторских организаций, проводящих обязательный аудит бухгалтерской (финансовой) отчетности организаций, указанных в части 3 статьи 5 Федерального закона "Об аудиторской деятельности" (далее - ВККР). ВККР является одним из важнейших элементов системы регулирования аудиторской деятельности, обеспечивающим независимый от аудиторской профессии контроль качества работы аудиторских организаций в общественных интересах.
Федеральным законом "Об аудиторской деятельности" определен орган, уполномоченный осуществлять ВККР. Вместе с тем порядок организации и проведения ВККР регулируется как этим Федеральным законом, так и Федеральным законом "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля".
Анализ правоприменительной практики показал, что для повышения результативности ВККР целесообразно включить основную часть норм, определяющих организацию и проведение проверок, в отраслевое законодательство. В частности, поскольку в большинстве случаев проверяемые аудиторские организации относятся к субъектам малого предпринимательства и микропредприятиям, а в ходе проверки исследуются аудиторские заключения и большие массивы рабочих документов аудитора, сроки проведения проверок, установленные Федеральным законом "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", не позволяют качественно провести проверки.
В связи с этим законопроектом предусматриваются особенности ВККР, возможность установления которых предусмотрена нормами части 4 статьи 1 Федерального закона "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля". Основная часть норм, регулирующих процедуру осуществления внешнего контроля качества работы аудиторских организаций, включается в Федеральный закон "Об аудиторской деятельности".
С целью упорядочения планирования уполномоченным федеральным органом по контролю и надзору контрольной деятельности законопроектом предусматривается установление порядка и формы уведомления аудиторскими организациями уполномоченного федерального органа по контролю и надзору о начале оказания услуг по проведению обязательного аудита. Одновременно законопроектом предусмотрена ответственность за неисполнение данного требования.
Для повышения результативности ВККР, осуществляемого уполномоченным федеральным органом по контролю и надзору, а также привлечения к данной деятельности квалифицированных кадров законопроектом также предусматривается:
включение должностных лиц подразделений данного органа, осуществляющих ВККР, в перечень лиц, у которых квалификационный аттестат аудитора не может быть аннулирован в связи с неучастием в осуществлении аудиторской деятельности. Данное изменение позволит засчитывать стаж трудовой деятельности указанных лиц в подразделениях уполномоченного федерального органа по контролю и надзору в стаж работы, связанной с осуществлением аудиторской деятельности, аналогично работникам подразделений внутреннего контроля организаций, указанных в подпункте "б" пункта 6 части 1 статьи 12 Федерального закона "Об аудиторской деятельности";
включение представителя данного органа в состав Совета по аудиторской деятельности, созданного согласно Федеральному закону "Об аудиторской деятельности" в целях обеспечения общественных интересов в ходе осуществления аудиторской деятельности.
С целью своевременного исполнения предписаний уполномоченного федерального органа по контролю и надзору, предусмотренных пунктами 3 - 5 части 6 статьи 20 Федерального закона "Об аудиторской деятельности", законопроектом дополняется статья 20 Федерального закона "Об аудиторской деятельности" новой частью 6.1, устанавливающей, что указанные предписания являются основанием для внесения саморегулируемой организацией аудиторов соответствующей записи в реестр аудиторов и аудиторских организаций не позднее семи рабочих дней со дня их получения саморегулируемой организацией аудиторов.
Вносимые законопроектом изменения предусматривают установление переходных положений для проектируемой части 2 статьи 10.1 Федерального закона "Об аудиторской деятельности" в целях подготовки порядка и формы уведомления аудиторскими организациями уполномоченного федерального органа по контролю и надзору о начале оказания услуг по проведению обязательного аудита, которая вступает в силу по истечении шести месяцев после дня официального опубликования законопроекта. При этом аудиторские организации, заключившие договоры на проведение обязательного аудита до вступления в силу законопроекта, направляют предусмотренное уведомление в течение 20 рабочих дней со дня, следующего за днем вступления в силу порядка и формы указанного уведомления.
Законопроект соответствует положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
Принятие федерального закона не повлечет дополнительных расходов из федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации и не окажет влияния на достижение целей государственных программ Российской Федерации.
Финансово-экономическое обоснование
к проекту федерального закона "О внесении изменений в статью 1 Федерального закона "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" и Федеральный закон "Об аудиторской деятельности"
Принятие и реализация Федерального закона "О внесении изменений в статью 1 Федерального закона "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" и Федеральный закон "Об аудиторской деятельности" не потребуют дополнительных расходов федерального бюджета.
Перечень
федеральных законов, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в статью 1 Федерального закона "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" и Федеральный закон "Об аудиторской деятельности"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в статью 1 Федерального закона "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" и Федеральный закон "Об аудиторской деятельности" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия федеральных законов.
Перечень
нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в статью 1 Федерального закона "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" и Федеральный закон "Об аудиторской деятельности"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в статью 1 Федерального закона "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" и Федеральный закон "Об аудиторской деятельности" потребует издания приказа Министерства финансов Российской Федерации "Об утверждении Порядка и формы уведомления аудиторскими организациями уполномоченного федерального органа по контролю и надзору о начале оказания услуг по проведению обязательного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности организаций, указанных в части 3 статьи 5 Федерального закона "Об аудиторской деятельности".
Издание приказа необходимо для реализации требования, предусмотренного частью 2 статьи 10.1 Федерального закона "Об аудиторской деятельности" (в редакции законопроекта). Цель приказа - установление порядка и формы уведомления аудиторскими организациями уполномоченного федерального органа по контролю и надзору о начале оказания услуг по проведению обязательного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности организаций. Предмет правового регулирования - правоотношения, возникающие при осуществлении внешнего контроля качества работы аудиторских организаций. Содержание правового регулирования - процедуры осуществления внешнего контроля качества работы аудиторских организаций.
Ответственный исполнитель - Министерство финансов Российской Федерации.
Срок разработки - в течение шести месяцев со дня вступления в силу федерального закона.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.