Досье на проект федерального закона
Проект Федерального закона "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации" (далее - законопроект) разработан в целях защиты прав и интересов собственников помещений в многоквартирных домах от необоснованного взимания с них дополнительных платежей, например, на охрану подъезда.
В соответствии с частью 1 статьи 158 Жилищного кодекса Российской Федерации собственники помещений в многоквартирном доме обязаны участвовать в расходах на содержание общего имущества в таком многоквартирном доме путем внесения платы за содержание жилого помещения.
В соответствии с частью 1 статьи 156 Жилищного кодекса Российской Федерации плата за содержание жилого помещения устанавливается в размере, обеспечивающем содержание общего имущества в многоквартирном доме в соответствии с требованиями законодательства.
При управлении многоквартирным домом управляющей организацией собственники помещений в таком многоквартирном доме должны утвердить на общем собрании перечень работ и (или) услуг по содержанию общего имущества в многоквартирном доме исходя из требований, установленных в Правилах содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 года N 491, и минимального перечня услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 3 апреля 2013 года N 290 (статья 162 Жилищного кодекса Российской Федерации).
При управлении многоквартирным домом товариществом собственников жилья, жилищным, жилищно-строительным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом общим собранием членов таких жилищных объединений должен быть утвержден годовой план содержания и ремонта общего имущества в многоквартирном доме.
При проведении открытого конкурса по отбору управляющей организации перечень обязательных работ и услуг по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме устанавливается по результатам проведения такого конкурса (постановление Правительства Российской Федерации от 6 февраля 2006 года N 75 "О порядке проведения органом местного самоуправления открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом").
Плата за содержание жилого помещения должна быть соразмерна утвержденному собственниками помещений в многоквартирном доме указанному выше перечню, объемам и качеству услуг и работ по содержанию общего имущества в многоквартирном доме (пункт 35 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 года N 491).
Аналогичные требования предъявляются и при определении размера обязательных платежей членов товарищества собственников жилья, жилищных, жилищно-строительных и иных специализированных потребительских кооперативов (пункт 35 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 года N 491).
Вместе с тем зачастую собственники помещений в многоквартирном доме вынуждены в отсутствие выраженного ими волеизъявления оплачивать дополнительные услуги по содержанию общего имущества в многоквартирном доме, иные услуги, которые не включены в утвержденный ими перечень работ или годовой план содержания и ремонта общего имущества в многоквартирном доме. Сложившаяся судебная практика исходит из принципа обязательности выполнения решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме всеми собственниками, предусмотренного частью 5 статьи 46 Жилищного кодекса Российской Федерации и, тем самым не учитываются интересы собственников, не согласных с необходимостью получения дополнительного объема услуг, которые не являются обязательными в целях содержания общего имущества.
Законопроектом предлагается защитить права таких собственников путем разграничения степени их участия в расходах по содержанию общего имущества в многоквартирном доме, установив следующее:
- собственники помещений в многоквартирном доме обязаны участвовать в расходах по содержанию общего имущества в многоквартирном доме исходя из установленного ими перечня. Такая конструкция на сегодняшний день существует в жилищном законодательстве и настоящим законопроектом не изменяется;
- несение дополнительных расходов по содержанию общего имущества в многоквартирном доме, а также иных расходов, не относящихся к его содержанию, не включенных в указанный перечень, должно осуществляться собственниками помещений в таком доме на добровольной основе. В этой части законопроект предусматривает предоставление права собственникам помещений в многоквартирном доме независимо от субъекта, выполняющего функции по управлению таким многоквартирным домом, на своем общем собрании установить дополнительную плату за соответствующие работы и (или) услуги. При этом реализация такого решения в соответствии с законопроектом возлагается только на тех собственников, которые его приняли.
Финансово-экономическое обоснование к проекту федерального закона "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации"
Проект федерального закона "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации" не предусматривает уменьшение или увеличение расходов, покрываемых за счет федерального бюджета.
Перечень актов федерального законодательства, подлежащего изменению в связи с принятием проекта федерального закона "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации"
Принятие проекта федерального закона "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации" не потребует принятия, признания утратившими силу, приостановления, изменения и дополнения в законодательные акты Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.