Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 1139551-6 "Об уполномоченных по защите прав владельцев и водителей транспортных средств в Российской Федерации"
Досье на проект федерального закона
В последние несколько лет сформировалась устойчивая тенденция решения проблем автотранспортной безопасности, загруженности автомобильных дорог и магистралей, особенно в крупных городах, в основном административными методами и преимущественно за счет автовладельцев и водителей транспортных средств.
Можно привести многочисленные примеры "упрощения" административного законодательства с безусловным возложением вины на водителя: это и введение системы видеофиксации на дрогах, и принудительное удаление автомобилей на стоянку, и значительное не пропорциональное тяжести правонарушения увеличение штрафных санкций.
В будущем прогнозируется еще большее усложнение, прежде всего административного законодательства, в связи с принятием решения Конституционным Судом Российской Федерации о допустимости установления индивидуальной дифференцированной системы штрафов за административные правонарушения в каждом из субъектов Российской Федерации. В городах Москве и Санкт-Петербурге такая система штрафов для водителей автотранспортных средств уже действует.
Еще больше усложнение административных процедур и отсутствие фактической бесконтрольности за деятельностью структур, применяющих административные санкции к водителям, связано с передачей полномочий по возбуждению дел об административных правонарушениях в сфере безопасности дорожного движения от ГИБДД на региональный уровень. Такая практика в Москве привела к тому, что только в 2014 году в результате проверки Генеральной прокуратурой Российской Федерации в сентябре-октябре 2014 года работы Московской административной дорожной инспекции (МАДИ) было установлено, что с нарушением законодательства МАДИ было вынесено более 600 тыс. постановлений. В результате неправомерно вынесенных постановлений с граждан было взыскано около 1,8 млрд. руб. Тревожные тенденции свидетельствуют, что автовладельцы и водители остаются "один на один" с административными структурами, действующими недобросовестно, а зачастую и противозаконно.
Для урегулирования ситуации с положением автовладельцев и водителей в Российской Федерации, необходим комплекс системных действий, которые должны координироваться на самом высоком государственном уровне.
Одной из значимых организационных мер, обеспечивающей формирование, реализацию и контроль государственной политики в сфере поддержки и обеспечения прав владельцев и водителей транспортных средств, станет создание института Уполномоченного при Президенте Российской Федерации по защите прав владельцев и водителей транспортных средств (далее - Уполномоченный).
Проект федерального закона определяет правовое положение, основные задачи и компетенцию Уполномоченного, а также закрепляет основные принципы деятельности уполномоченных по защите прав владельцев и водителей транспортных средств в субъектах Российской Федерации. В соответствии с проектом федерального закона Уполномоченный назначается Президентом Российской Федерации сроком на пять лет.
Уполномоченный рассматривает жалобы владельцев и водителей транспортных средств; участвует в рассмотрении дел арбитражными судами; участвует в уголовном судопроизводстве; имеет право запрашивать и получать необходимые документы и сведения; осуществляет иные действия, направленные на защиту прав и законных интересов владельцев и водителей транспортных средств. Уполномоченный вправе создавать экспертные и консультативные советы, рабочие группы и иные совещательные органы, действующие на общественных началах.
Законопроектом предусмотрено создание органами государственной власти субъектов Российской Федерации должности уполномоченного по правам владельцев и водителей транспортных средств в субъекте Российской Федерации.
Деятельность Уполномоченного дополняет существующие средства защиты прав и законных интересов владельцев и водителей транспортных средств, не отменяет и не влечет пересмотра компетенции государственных органов. Предлагаемые меры будут способствовать защите прав и законных интересов владельцев и водителей транспортных средств.
В целях приведения законодательства Российской Федерации в соответствие с Федеральным законом "Об уполномоченных по защите прав владельцев и водителей транспортных средств в Российской Федерации" необходимо принятие дополнений и изменений в некоторые федеральные законы.
Финансово-экономическое обоснование к проекту федерального закона "Об уполномоченных по защите прав владельцев и водителей транспортных средств в Российской Федерации"
Принятие Федерального закона "Об уполномоченных по защите прав владельцев и водителей транспортных средств в Российской Федерации" потребует дополнительного финансирования из федерального бюджета на выплату денежного содержания Уполномоченному при Президенте Российской Федерации по защите прав владельцев и водителей транспортных средств.
Полномочия по организационному, правовому, аналитическому, документационному, финансовому и материально-техническому обеспечению деятельности Уполномоченного при Президенте Российской Федерации по защите прав владельцев и водителей транспортных средств предполагается возложить на аппарат Общественной палаты Российской Федерации.
В случае принятия субъектом Российской Федерации решения об учреждении должности уполномоченного по защите прав владельцев и водителей транспортных средств финансирование его деятельности должно осуществляться за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации.
Перечень актов федерального законодательства, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "Об уполномоченных по защите прав владельцев и водителей транспортных средств в Российской Федерации"
Принятие Федерального закона "Об уполномоченных по защите прав владельцев и водителей транспортных средств в Российской Федерации" потребует внесения изменений и дополнений в Трудовой кодекс Российской Федерации, Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях, Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации, Федеральный закон от 4 апреля 2005 года N 32-ФЗ "Об Общественной палате Российской Федерации", Федеральный закон от 10 декабря 1995 N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения", Федеральный закон от 10 июня 2008 года N 76-ФЗ "Об общественном контроле за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и о содействии лицам, находящимся в местах принудительного содержания", Федеральный закон от 15 июля 1995 года N 103-ФЗ "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений", Федеральный закон от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" и другие федеральные законы, а также внесения изменений и дополнений в подзаконные нормативные правовые акты.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.