Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по бюджету и налогам
по проекту федерального закона N 911054-6 "О внесении изменений в статью 102 части первой Налогового кодекса Российской Федерации" (в части расширения состава сведений о налогоплательщике, не относящихся к налоговой тайне)",
внесенному депутатами Государственной Думы А.М. Макаровым, О.Ю. Баталиной, И.В. Соколовой
(первое чтение)
Досье на проект федерального закона
Рассмотрев проект федерального закона N 911054-6 "О внесении изменений в статью 102 части первой Налогового кодекса Российской Федерации", Комитет по бюджету и налогам отмечает следующее.
Рассматриваемый проект федерального закона предлагает дополнить статью 102 Налогового кодекса Российской Федерации исключениями из режима налоговой тайны, то есть предусматривает перечень сведений о налогоплательщике, которые не должны относиться к режиму налоговой тайны. Законопроектом предлагается сделать открытыми следующие сведения о налогоплательщиках - организациях: среднесписочная численность работников организации за календарный год и совокупная сумма доходов работников организации за предшествующий календарный год, суммы уплаченных в предшествующем году налогов и сборов, сумма доходов и расходов по данным бухгалтерской (финансовой) отчетности налогоплательщика. В то же время, выведение указанной информации из-под правового режима налоговой тайны ограничено, исходя из необходимости сохранения конфиденциальной информации, имеющей коммерческое значение для налогоплательщика.
Согласно пояснительной записке к законопроекту, этот перечень "исключений" сформулирован исходя из бессмысленности сохранения режима налоговой тайны на уже открытую неналоговым законодательством информацию, с учетом оценки потребности в информации, которая может быть полезной для суждения налогоплательщика о реальности бизнеса контрагента-организации.
Рассматривая концепцию законопроекта необходимо отметить, что в настоящее время к некоторой информации, поступающей в налоговые органы, одновременно может иметься открытый доступ в соответствии с другими законодательными актами в случае, когда эта же информация поступает в иные органы государственной власти.
Так, например, действующим законодательством в отношении отдельных категорий юридических лиц установлена публичность бухгалтерской отчетности, подразумевающая ее опубликование в средствах массовой информации, а также передачу территориальным органам государственной статистики по месту регистрации организации для предоставления заинтересованным пользователям. В соответствии со статьей 16 Федерального закона от 21.11.1996 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете" открытые акционерные общества, банки и другие кредитные организации, страховые организации, биржи, инвестиционные и иные фонды обязаны публиковать годовую бухгалтерскую отчетность. Пенсионный фонд, ФОМС, ФСС России и их территориальные отделения, а также кредитные организации обязаны публиковать квартальную бухгалтерскую отчетность.
Остальные сведения о бухгалтерской отчетности компаний представляются за плату информационной системой "Спарк", получающей указанные данные из Федеральной службы государственной статистики. В результате бухгалтерская отчетность организации, даже не подлежащая обязательному опубликованию, полученная органами государственной статистики формально имеет открытый доступ, в то время как эта же бухгалтерская отчетность, уже полученная налоговыми органами, одновременно подпадает под строгий режим хранения и ограничения доступа к ней.
Предлагаемый законопроект дает возможность снять режим налоговой тайны с части имеющихся в распоряжении налогового органа сведений о налогоплательщиках и сделать их общедоступными.
Кроме того необходимо отметить, что в России, как и в большинстве стран, наметилась тенденция к раскрытию органами государственной власти сведений об участниках гражданского оборота, что положительным образом влияет на прозрачность всей экономики страны. Предлагаемые изменения дадут возможность налогоплательщикам получать необходимую информацию об организациях-контрагентах и оценивать свои риски с целью дальнейшего определения целесообразности заключения с ними гражданско-правовых и трудовых договоров.
Предлагаемые изменения также будут полезны органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, которые смогут использовать открытую информацию, в том числе при заключении контрактов в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, что, в свою очередь, будет способствовать сокращению сроков получения документов, предусмотренных Налоговым кодексом Российской Федерации и расходов, связанных с их администрированием, а также при формировании и оценке исполнения бюджетов.
Учитывая изложенное, Комитет рекомендует Государственной Думе принять в первом чтении проект федерального закона N 911054-6 "О внесении изменений в статью 102 части первой Налогового кодекса Российской Федерации".
Председатель Комитета |
А.М. Макаров |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.