Заключение Комитета Совета Федерации Федерального Собрания РФ по социальной политике от 8 декабря 2015 г. N 3.8-03/2685
по Федеральному закону "О внесении изменений в Федеральный закон "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации"
Досье на проект федерального закона
Комитет Совета Федерации по социальной политике в соответствии со статьей 105 Регламента Совета Федерации рассмотрел Федеральный закон "О внесении изменений в Федеральный закон "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон), принятый Государственной Думой 4 декабря 2015 года.
Проект названного Федерального закона был внесен на рассмотрение Государственной Думы Правительством Российской Федерации 23 октября 2015 года и принят 13 ноября 2015 года в первом чтении, 2 декабря 2015 года во втором чтении и 4 декабря 2015 года в третьем чтении. В ходе подготовки проекта Федерального закона ко второму чтению членами Совета Федерации поправки в Государственную Думу не направлялись.
Федеральный закон вносит изменения в ряд законодательных актов Российской Федерации в сфере здравоохранения и предусматривает изменения, необходимые для формирования и принятия бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования (далее - Фонд) на 2016 год.
Федеральным законом продлевается на 2016 год механизм финансового обеспечения за счет бюджета Фонда, путем предоставления иных межбюджетных трансфертов федеральному бюджету, высокотехнологичной медицинской помощи, не включенной в базовую программу обязательного медицинского страхования.
Помимо иных межбюджетных трансфертов в 2016 году из бюджета Фонда в федеральный бюджет передаются дотации в соответствии с федеральным законом о бюджете Фонда на 2016 год. Комитет полагает, что данная норма нарушает основные принципы осуществления обязательного социального страхования: устойчивости финансовой системы обязательного социального страхования, обеспечиваемой на основе эквивалентности страхового обеспечения средствам обязательного социального страхования; ответственности за целевое использование средств обязательного социального страхования и автономности финансовой системы обязательного социального страхования.
Федеральным законом также продляется на 2016 год особый подход к формированию объема страховых взносов на обязательное медицинское страхование неработающего населения для Республики Крым и города федерального значения Севастополя и определению размера субвенций из бюджета Фонда, направляемых в бюджеты территориальных фондов обязательного медицинского страхования указанных регионов.
В связи с завершением в 2016 году реализации региональных программ модернизации здравоохранения субъектов Российской Федерации в части мероприятий по проектированию, строительству и вводу в эксплуатацию перинатальных центров и с целью возврата субъектами в бюджет Фонда не использованных в период 2013 - 2016 годов субсидий прописывается норма о возврате в бюджеты субъектов Российской Федерации в течение первых пяти рабочих дней Государственной корпорацией "Ростех" не использованных субсидий по указанным мероприятиям.
Федеральным законом на комиссии по разработке территориальных программ обязательного медицинского страхования возлагается обязанность по внесению изменений в территориальные программы обязательного медицинского страхования по замечаниям Минздрава России и Фонда в рамках соглашений о реализации территориальных программ государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, в том числе территориальных программ, заключаемых Минздравом России, Фондом и высшим исполнительным органом государственной власти субъектов Российской Федерации.
Введенная в 2012 году программа осуществления единовременных компенсационных выплат в размере одного миллиона рублей медицинским работникам, прибывшим на работу в сельский населенный пункт, сразу же выявила трудность реализации этой нормы законодательства для ряда субъектов Российской Федерации в силу их географического расположения, климатических условий проживания и административно-территориального деления. В течение всех лет в Комитет поступали разнообразные предложения о расширении программы, большинство которых касалось выплаты "подъемных" в поселках городского типа. Федеральным законом продлевается на 2016 год осуществление единовременных компенсационных выплат медицинским работникам. Кроме того, Федеральным законом такие выплаты распространяются и на прибывших или переехавших в 2016 году на работу в поселок городского типа, а также увеличивается возрастной ценз для получателей выплаты до 50 лет и доля софинансирования из бюджета Фонда - до 60 процентов.
Кроме того, в Федеральный закон от 12 апреля 2010 года N 61-ФЗ "Об обращении лекарственных средств" вносятся изменения, устанавливающие полномочия соответствующих уполномоченных федеральных органов исполнительной власти по определению требований к объему тары, упаковке и комплектности лекарственных препаратов для медицинского применения и для ветеринарного применения, а также перечней лекарственных препаратов, в отношении которых устанавливаются такие требования.
Согласно методике проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 26 февраля 2010 года N 96, коррупциогенные факторы не выявлены.
Правовое управление Аппарата Совета Федерации отмечает, что Федеральный закон соответствует Конституции Российской Федерации и согласуется с системой федерального законодательства.
Федеральный закон подлежит обязательному рассмотрению Советом Федерации в соответствии со статьей 106 Конституции Российской Федерации, поскольку затрагивает вопросы финансового регулирования.
Комитет Совета Федерации по бюджету и финансовым рынкам высказался за одобрение Федерального закона.
Комитет Совета Федерации по социальной политике принял решение рекомендовать Совету Федерации одобрить Федеральный закон "О внесении изменений в Федеральный закон "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации", принятый Государственной Думой.
Председатель Комитета |
В.В. Рязанский |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.