Заключение Комитета Совета Федерации Федерального Собрания РФ по социальной политике от 8 декабря 2015 г. N 3.8-03/2689
по Федеральному закону "О внесении изменения в статью 1 Федерального закона "О минимальном размере оплаты труда"
Досье на проект федерального закона
Комитет Совета Федерации по социальной политике в соответствии со статьей 105 Регламента Совета Федерации рассмотрел Федеральный закон "О внесении изменения в статью 1 Федерального закона "О минимальном размере оплаты труда" (далее - Федеральный закон), принятый Государственной Думой 2 декабря 2015 года.
Проект названного Федерального закона был внесен на рассмотрение Государственной Думы Правительством Российской Федерации 23 октября 2015 года и принят 13 ноября 2015 года в первом чтении, 2 декабря 2015 года во втором и в третьем чтениях. В ходе подготовки проекта Федерального закона ко второму чтению членами Совета Федерации поправки в Государственную Думу не направлялись.
Федеральным законом минимальный размер оплаты труда (далее - МРОТ) с 1 января 2016 года повышается на 4 процента и устанавливается в сумме 6 204 рублей в месяц. При этом его соотношение с прогнозируемой величиной прожиточного минимума для трудоспособного населения в 2016 году оценивается в 53,6 процента.
Комитет обращает внимание, что по-прежнему предлагаемый МРОТ не соответствует требованиям статьи 133 Трудового кодекса Российской Федерации, то есть его размер не достигает величины прожиточного минимума трудоспособного населения.
Указанное повышение МРОТ коснется порядка 0,7 млн. работников в 2016 году, из них 43 процента это работники, занятые в государственных и муниципальных учреждениях и 57 процентов - работники реального сектора экономики. Дополнительная потребность в финансовых средствах составит 1,9 млрд. рублей, из них: 0,9 млрд. рублей - в государственных и муниципальных учреждениях; 1,0 млрд. рублей - в реальном секторе экономики. Дополнительных расходов средств бюджетов всех уровней на повышение МРОТ не потребуется, дополнительные расходы на повышение заработной платы могут быть изысканы за счет перераспределения средств фонда оплаты труда.
Федеральный закон вступает в силу с 1 января 2016 года.
Комитет рекомендует Правительству Российской Федерации в 2016 году продолжить работу со сторонами социального партнерства по согласованию позиций по механизму поэтапного повышения МРОТ до величины прожиточного минимума трудоспособного населения, и выработке предложений по внесению соответствующих изменений в законодательство Российской Федерации.
Правовое управление Аппарата Совета Федерации в своем заключении отмечает, что Федеральный закон соответствует Конституции Российской Федерации и согласуется с системой федерального законодательства.
Согласно методике проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 26 февраля 2010 года N 96, коррупциогенные факторы не выявлены.
Федеральным законом регулируются вопросы, находящиеся в ведении Российской Федерации в соответствии с пунктами "в" (регулирование и защита прав и свобод человека и гражданина), "е" (установление основ федеральной политики в области социального развития Российской Федерации), "ж" (финансовое регулирование) статьи 71 Конституции Российской Федерации, а также вопросы, которые в соответствии с пунктами "б" (защита прав и свобод человека и гражданина), "ж" (социальная защита) и "к" (трудовое законодательство) части первой статьи 72 Конституции Российской Федерации находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Федеральный закон подлежит обязательному рассмотрению в Совете Федерации, так как содержит вопросы, предусмотренные пунктом "в" (финансовое регулирование) статьи 106 Конституции Российской Федерации.
Комитет Совета Федерации по бюджету и финансовым рынкам (соисполнитель) рекомендует Совету Федерации одобрить Федеральный закон.
Комитет Совета Федерации по социальной политике принял решение рекомендовать Совету Федерации одобрить Федеральный закон "О внесении изменения в статью 1 Федерального закона "О минимальном размере оплаты труда", принятый Государственной Думой.
Председатель Комитета |
В.В. Рязанский |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.