Заключение Комитета Совета Федерации Федерального Собрания РФ по социальной политике от 8 декабря 2015 г. N 3.8-03/2683
по Федеральному закону "О бюджете Пенсионного фонда Российской Федерации на 2016 год"
Досье на проект федерального закона
Комитет Совета Федерации по социальной политике в соответствии со статьей 105 Регламента Совета Федерации рассмотрел Федеральный закон "О бюджете Пенсионного фонда Российской Федерации на 2016 год" (далее - Федеральный закон), принятый Государственной Думой 4 декабря 2015 года.
Проект названного Федерального закона был внесен на рассмотрение Государственной Думы Правительством Российской Федерации 23 октября 2015 года и принят 13 ноября 2015 года в первом чтении, 2 декабря 2015 года во втором чтении и 4 декабря 2015 года в третьем чтении. Поправки в Государственную Думу членами Совета Федерации не направлялись.
Федеральный закон утверждает бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на 2016 год (далее - Фонд, бюджет Фонда), составленный в соответствии с требованиями бюджетного законодательства Российской Федерации и на основе прогноза социально-экономического развития, подготовленного Минэкономразвития России.
В соответствии с нормами Федерального закона от 30 сентября 2015 года N 273-Ф3 "Об особенностях составления и утверждения проектов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации на 2016 год, о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившей силу статьи 3 Федерального закона "О приостановлении действия отдельных положений Бюджетного кодекса Российской Федерации" формирование бюджета осуществлено только на один финансовый 2016 год, без показателей планового периода, что обусловлено высокой волатильностью на финансовых и сырьевых рынках, повышением риска надежности показателей прогноза социально-экономического развития Российской Федерации и точности прогнозирования параметров бюджета.
Кроме того, бюджет Фонда на 2016 год сформирован с учетом приостановления с 1 января 2016 года действия положений отдельных законодательных актов Российской Федерации в части индексации социальных пенсий, страховых пенсий и фиксированной выплаты к страховой пенсии. Увеличение стоимости пенсионного коэффициента и фиксированной выплаты к страховой пенсии (индексация страховой пенсии) с 1 февраля 2016 года составит 4 процента. С 1 апреля 2016 года на 4 процента увеличатся социальные пенсии. При этом бюджетом предусмотрено, что в случае принятия федерального закона об установлении во втором полугодии 2016 года стоимости одного пенсионного коэффициента в размере, превышающем 74 рубля 27 копеек, и фиксированной выплаты к страховой пенсии, превышающей 4558 рублей 93 копейки в месяц (т.е. о дополнительной индексации страховой пенсии), а также дополнительной индексации социальных пенсий, из федерального бюджета перечисляются в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации дополнительные межбюджетные трансферты на реализацию указанного федерального закона с учетом исполнения бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации.
Также, бюджетные проектировки учитывают отмену индексации пенсий работающих пенсионеров; перенос на 1 января 2019 года срока введения нормы Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", устанавливающей повышение фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости и к страховой пенсии по инвалидности в размере 25 процентов суммы установленной фиксированной выплаты к соответствующей страховой пенсии лицам, проработавшим не менее 30 календарных лет в сельском хозяйстве, не осуществляющим работу и (или) иную деятельность, на весь период их проживания.
Расходы на осуществление ежемесячных денежных выплат (ЕДВ) ветеранам, инвалидам, гражданам, подвергшимся воздействию радиации, Героям Советского Союза, Героям Российской Федерации, Героям Социалистического Труда, Героям Труда Российской Федерации определены с учетом доиндексации с 1 февраля 2016 года размеров ЕДВ на 6,4%, исходя из прогнозного индекса роста цен за 2015 год 12,2% и произведенной в 2015 году индексации размеров ЕДВ на 5,5 процента.
Комитет отмечает, что часть бюджетных ассигнований бюджета Фонда распределена по программно-целевому принципу. Но лишь небольшая часть средств, поступающих из федерального бюджета, распределена по государственным программам, при этом основные расходы бюджета Фонда, в том числе и межбюджетные трансферты из федерального бюджета, находятся в непрограммной части структуры расходов бюджета, поскольку до сих пор не разработана Государственная программа Российской Федерации "Развитие пенсионной системы".
Исходя из изложенного, бюджет Фонда содержит следующие основные характеристики:
(млрд. руб.) | ||||
|
Исполнение 2014 года |
Утверждено Законом о бюджете на 2015 год и плановый 2016 год (01.12.2014 N 385-ФЗ (в редакции Закона от 20.04.2015 N 96-ФЗ) |
2016 год |
|
2015 год |
2016 год |
|||
Доходы - всего, |
6159,06 |
7146,81 |
7895,2 |
7528,83 |
в том числе: |
|
|
|
|
по распределительной составляющей |
6075,49 |
7007,26 |
7394,87 |
7421,57 |
по накопительной составляющей бюджета |
83,57 |
139,55 |
139,55 |
107,26 |
Расходы - всего, |
6190,13 |
7769,78 |
7802,08 |
7703,90 |
в том числе: |
|
|
|
|
по распределительной составляющей |
6168,04 |
7228,38 |
7432,75 |
7421,57 |
по накопительной составляющей бюджета |
22,09 |
541,4 |
369,33 |
282,33 |
ДЕФИЦИТ (-) / ПРОФИЦИТ (+), всего |
-31,06 |
-622,98 |
93,12 |
-175,07 |
по распределительном составляющей |
-92,54 |
-221,12 |
-37,88 |
0,0 |
по накопительной составляющей бюджета |
61,48 |
-401,86 |
130,99 |
-175,07 |
Доходная часть бюджета Фонда сформирована с учетом сохранения пониженного тарифа страхового взноса для основной части плательщиков в размере 22 процентов в пределах установленной величины базы для начисления страховых взносов 796 тыс. рублей и 10 процентов сверх установленной величины указанной базы, а также льготных тарифов для отдельных категорий плательщиков страховых взносов, включая получивших статус участника свободной экономической зоны на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя и резидентов территории опережающего социально-экономического развития, входящих в состав Дальневосточного федерального округа.
Также в доходной части бюджета Фонда для целей обеспечения выплат по обязательному пенсионному страхованию учтены средства в сумме 998,1 млн. рублей, поступившие со специального отдельного счета Министерства финансов Российской Федерации от реализации сельскохозяйственной продукции и продовольственных товаров, поставленных в Российскую Федерацию в виде гуманитарной помощи.
В бюджете Фонда предусмотрен трансферт из федерального бюджета на обязательное пенсионное страхование в размере 810,5 млрд. рублей, который определяется с учетом расходов на выплату фиксированной выплаты к страховой пенсии, на выплату страховой пенсии по старости до наступления общеустановленного пенсионного возраста, на выплату страховых пенсий с учетом начисленных, но не уплаченных страховых взносов, на компенсацию снижения доходов бюджета Фонда на выплату страховых пенсий в связи с установлением для лиц 1967 года рождения и моложе индивидуальной части тарифа страховых взносов на финансирование накопительной пенсии. Также указанный трансферт учитывает продление "моратория" на взносы в накопительную составляющую системы обязательного пенсионного страхования в 2016 году. Уменьшение трансферта на обязательное пенсионное страхование в 2016 году, передаваемого из федерального бюджета бюджету Пенсионного фонда Российской Федерации, в результате моратория составляет 342,2 млрд. рублей.
В целом межбюджетные трансферты из федерального бюджета предусмотрены в размере 3 184,8 млрд. рублей, из них на компенсацию доходов бюджета Фонда в связи с продлением на 2016 год пониженных тарифов страховых взносов выделено 392,0 млрд. рублей.
Счетная палата Российской Федерации отмечает, что при введении в 2016 году пониженных тарифов страховых взносов для территорий опережающего социально-экономического развития (Калининградская область и порт Владивосток) могут потребоваться дополнительные бюджетные ассигнования на компенсацию выпадающих доходов бюджета Фонда.
Счетная палата Российской Федерации подчеркивает, что до настоящего времени Правительством Российской Федерации не утверждена методика расчета межбюджетных трансфертов из федерального бюджета, предоставляемых бюджету Фонда, отсутствие которой позволяет осуществлять расчет трансфертов из федерального бюджета исходя из доведенных Минфином России предельных объемов финансирования. Также отсутствует методика определения стоимости одного страхового пенсионного коэффициента.
В целом прогнозируемые поступления страховых взносов в 2016 году на обязательное пенсионное страхование, зачисляемые на выплату страховой пенсии, обеспечивают ее финансирование (без учета валоризации и возмещения по нестраховым периодам) на 79,5 процента.
Расходы на выплату страховой пенсии (с учетом затрат на их доставку) в 2016 году запланированы в сумме 6 011,5 млрд. рублей или 78,0% всех расходов Фонда.
Средний размер пенсии (с 1 января 2015 года страховая пенсия и фиксированная выплата к ней) вырастет на 353,07 рубля и составит на конец 2016 года 12 689,01 рублей. Среднегодовой размер страховой пенсии по старости составит в 2016 году 13 132 рубля (149,2% к прожиточному минимуму пенсионера (ПМП)).
Среднегодовой размер социальной пенсии в 2016 году увеличится на 332,47 рубля и составит 8562 рубля (97,3% к ПМП).
Минимальный уровень пенсионного обеспечения с учетом мер социальной поддержки и установления социальной доплаты к пенсии будет поддерживаться на уровне не ниже ПМП в субъекте Российской Федерации, размер которого не превышает общероссийскую величину ПМП на 2016 год - 8 803 рубля. На осуществление федеральной социальной доплаты к пенсии предусмотрено 44,3 млрд. рублей.
Размер материнского (семейного) капитал в 2016 году сохраняется на уровне 2015 года и определен в размере 453 026,0 рублей, однако направления его использования расширены. С 2016 года установлена возможность приобретения технических средств реабилитации для детей-инвалидов.
Основные характеристики бюджета Фонда позволят в соответствии с вышеуказанными решениями осуществлять выплаты по обязательствам и поддержать уровень материального положения пенсионеров.
По накопительной составляющей доходы бюджета Фонда составят 107,26 млрд. рублей и расходы - 282,33 млрд. рублей. Дефицит по накопительной составляющей составит 175,07 млрд. рублей и обусловлен передачей средств пенсионных накоплений в негосударственные пенсионные фонды, ставшие с 2015 года участниками системы гарантирования прав застрахованных лиц. Объем средств пенсионных накоплений на конец 2016 года оценивается в сумме 1 334,9 млрд. рублей.
Счетная палата Российской Федерации отмечает, что Фондом не обеспечен обособленный учет средств выплатного резерва и средств пенсионных накоплений застрахованных лиц, которым установлена срочная пенсионная выплата, а также резерва Фонда по обязательному пенсионному страхованию.
Комитет отмечает, что помимо отсутствия Государственной программы "Развитие пенсионной системы Российской Федерации" до настоящего времени законодательно не определен статус Фонда. Комитет считает необходимым рекомендовать Правительству Российской Федерации ускорить подготовку и принятие документов, регулирующих деятельность Фонда.
Правовое управление Аппарата Совета Федерации в своем заключении отмечает, что Федеральный закон соответствует Конституции Российской Федерации и согласуется с системой федерального законодательства.
Согласно методике проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 26 февраля 2010 года N 96, коррупциогенные факторы не выявлены.
Федеральный закон подлежит обязательному рассмотрению в Совете Федерации, поскольку содержит вопросы, предусмотренные статьей 106 Конституции Российской Федерации.
Комитет Совета Федерации по бюджету и финансовым рынкам (соисполнитель) рекомендует Совету Федерации одобрить Федеральный закон.
Комитет Совета Федерации по социальной политике принял решение рекомендовать Совету Федерации одобрить Федеральный закон "О бюджете Пенсионного фонда Российской Федерации на 2016 год", принятый Государственной Думой.
Председатель Комитета |
В.В. Рязанский |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.