Заключение Комитета Совета Федерации Федерального Собрания РФ по бюджету и финансовым рынкам от 7 декабря 2015 г. N 3.5-04/2170
по Федеральному закону "О бюджете Пенсионного фонда Российской Федерации на 2016 год"
Досье на проект федерального закона
Комитет рассмотрел Федеральный закон "О бюджете Пенсионного фонда Российской Федерации на 2016 год" (далее - Федеральный закон), принятый Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации 4 декабря 2015 года, и отмечает следующее.
Бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации (далее - Фонд) на 2016 год разработан на основании положений Бюджетного кодекса Российской Федерации, Прогноза социально-экономического развития Российской Федерации до 2018 года, Основных направлений бюджетной политики на 2016 год и на плановый период 2017 и 2018 годов, пенсионного законодательства Российской Федерации, федеральных законов о приостановлении действия отдельных положений законодательства в части индексации страховых пенсий и фиксированной выплаты к страховой пенсии, социальных пенсий, денежных выплат отдельным категориям граждан.
Особенностью бюджета Фонда на 2016 год является изменение подхода к индексации страховой пенсии и фиксированной выплаты к страховой пенсии. В 2016 году предлагается проведение индексации один раз на 4% (на целевой уровень инфляции), что значительно ниже предусмотренного Федеральным законом от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (на индекс роста потребительских цен за прошедший год). Предусматривается также отказ от индексации страховой пенсии работающим пенсионерам.
Федеральным законом предусматривается, что, в случае принятия федерального закона об увеличении во втором полугодии 2016 года стоимости одного пенсионного коэффициента и фиксированной выплаты к страховой пенсии, а также о дополнительной индексации социальных пенсий, из федерального бюджета перечисляются в бюджет Фонда дополнительные межбюджетные трансферты.
Расходные обязательства на выплату страховых пенсий на 2016 год определены с учетом установления стоимости одного пенсионного коэффициента с 1 февраля 2016 года в размере 74 рублей 27 копеек.
Размер фиксированной выплаты к страховой пенсии устанавливается с 1 февраля 2016 года в сумме 4 558 рублей 93 копейки в месяц.
С учетом планируемых мероприятий, средний размер страховой пенсии составит к концу 2016 года 12689,01 руб., а средний размер социальной пенсии составит в конце 2016 года 8644,2 руб.
В 2016 годах поступление страховых взносов на обязательное пенсионное страхование определено, исходя из базового тарифа 22% и тарифа 10% с сумм выплат, превышающих предельную величину базы для начисления страховых взносов (предельная величина базы для начисления страховых взносов на обязательное пенсионное страхование составит в 2016 году - 796 тыс. рублей).
В отношении плательщиков - субъектов малого и среднего предпринимательства сохранен льготный тариф страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в размере 20%: для организаций, применяющих упрощенную систему налогообложения, осуществляющих деятельность в производственной и социальной сферах, социально ориентированных некоммерческих организаций, благотворительных организаций и аптек, применяющих специальные режимы налогообложения.
Учтены пониженные тарифы страховых взносов в размере 6% для плательщиков, получивших статус участника свободной экономической зоны на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя, а также резидентов территорий опережающего социально-экономического развития, входящих в состав Дальневосточного федерального округа.
В 2016 году, также как ив 2014 -2015 годах, все поступления страховых взносов будут зачисляться в распределительную составляющую системы обязательного пенсионного страхования.
Бюджет Фонда на 2016 год сформирован по доходам в сумме 7 528,8 млрд. рублей и по расходам в сумме 7 703,9 млрд. рублей, в том числе в части, не связанной с формированием средств для финансирования накопительной пенсий - по доходам в сумме 7 421,6 млрд. рублей и по расходам в сумме 7 421,6 млрд. рублей. Дефицит бюджета Фонда в сумме 175,1 млрд. рублей сформирован в части, связанной с формированием средств для финансирования накопительной пенсии.
Финансовая устойчивость пенсионной системы в 2016 году, также как и в предыдущие годы, обеспечивается за счет перечисления в бюджет Фонда средств федерального бюджета в объемах, достаточных для выплаты страховой пенсии. Несмотря на реализацию отдельных мер, направленных на обеспечение сбалансированности бюджета Фонда, снижение его зависимости от трансфертов из федерального бюджета по-прежнему остается одной из основных задач бюджетной политики.
В 2016 году общий объем межбюджетных трансфертов из федерального бюджета бюджету Фонда увеличится на 7,2% по отношению к уровню предыдущего года и составит 3 184,8 млрд. рублей, или 19,8% общего объема расходов федерального бюджета.
В целях обеспечения сбалансированности бюджета Фонда законопроектом предусматривается предоставление межбюджетных трансфертов из федерального бюджета на обязательное пенсионное страхование в 2016 году в сумме 810,5 млрд. рублей (117,5% к уровню 2015 года).
Следует также отметить, что до сих пор не утверждена Государственная программа "Развитие пенсионной системы", определяющая целевые ориентиры развития пенсионной системы Российской Федерации.
Межбюджетные трансферты из федерального бюджета бюджету Фонда направляются также на валоризацию величины расчетного пенсионного капитала (676,9 млрд. рублей), на компенсацию выпадающих доходов бюджету Фонда в связи с установлением пониженных тарифов страховых взносов для отдельных категорий плательщиков (392,0 млрд. рублей), на выплату пенсий по государственному пенсионному обеспечению (419,7 млрд. рублей).
Межбюджетные трансферты из федерального бюджета, передаваемые бюджету Фонда на финансирование расходов, осуществляемых за счет средств федерального бюджета, включают ежемесячные денежные выплаты отдельным категориям граждан, выплату федеральной социальной доплаты неработающим пенсионерам, возмещение расходов по нестраховым периодам, софинансирование формирования пенсионных накоплений, предоставление материнского (семейного) капитала.
Межбюджетные трансферты бюджету Фонда на выплату материнского (семейного) капитала предусмотрены в 2016 году в объеме 304,3 млрд. рублей (97,4% к уровню предыдущего года). Размер материнского (семейного) капитала в 2016 году сохраняется на уровне 2015 года и определен в размере 453,0 рубля. Впервые с 2007 года размер материнского капитала на 2016 год определен без учета уровня инфляции и сохраняется на уровне 2015 года.
Остатки средств на предоставление материнского (семейного) капитала на начало 2016 года оцениваются в размере 15,7 млрд. рублей и будут использованы на те же цели.
По накопительной составляющей бюджета Фонда, с учетом зачисления всех страховых взносов в распределительную составляющую системы обязательного пенсионного страхования, доходы прогнозируются в сумме 107,3 млрд. рублей и расходы - 282,3 млрд. рублей.
По накопительной составляющей бюджета Фонда предусматривается дефицит в 2016 году в сумме 175,1 млрд. рублей, источником покрытия которого являются остатки средств бюджета Фонда по накопительной составляющей и находящиеся в доверительном управлении управляющих компаний.
Объем средств пенсионных накоплений на конец 2016 года оценивается в сумме 1 334,9 млрд. рублей, из них:
1 283,8 млрд. рублей - средства пенсионных накоплений, переданные в доверительное управление управляющим компаниям;
5,3 млрд. рублей - средства выплатного резерва;
17,6 млрд. рублей - средства пенсионных накоплений, находящихся в Фонде на временном размещении;
2,5 млрд. рублей - остаток денежных средств резерва Фонда по обязательному пенсионному страхованию;
20,0 млрд. рублей - остаток денежных средств пенсионных накоплений по состоянию на 1 января 2017 года.
В целом основные характеристики проекта бюджета Фонда на 2016 год позволяют обеспечить предусмотренные законодательством выплаты.
Несмотря на сложную социально-экономическую ситуацию, Комитет считает приоритетной задачей проведение в 2016 году второго этапа индексации пенсий с учетом доходов федерального бюджета и бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации.
С учетом изложенного, Комитет считает возможным рекомендовать Совету Федерации Федерального Собрания Российской Федерации одобрить Федеральный закон "О бюджете Пенсионного фонда Российской Федерации на 2016 год".
Председатель Комитета |
С.Н. Рябухин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.