Заключение Правового управления Аппарата Совета Федерации Федерального Собрания РФ от 6 декабря 2015 г. N 5.1-3147
на проект федерального закона N 911755-6 "О федеральном бюджете на 2016 год",
принятому Государственной Думой 4 декабря 2015 года
Досье на проект федерального закона
Проект названного федерального закона (N 911755-6) внесен в Государственную Думу Правительством Российской Федерации 23 октября 2015 года.
Федеральный закон подготовлен в соответствии с требованиями, установленными Бюджетным кодексом Российской Федерации (далее - Бюджетный кодекс), а также с учетом особенностей, предусмотренных Федеральным законом от 30 сентября 2015 года N 273-ФЗ "Об особенностях составления и утверждения проектов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации на 2016 год, о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившей силу статьи 3 Федерального закона "О приостановлении действия отдельных положений Бюджетного кодекса Российской Федерации".
В связи с приостановлением до 1 января 2016 года положений Бюджетного кодекса, касающихся планового периода, Федеральный закон предусматривает составление и утверждение федерального бюджета сроком на один год.
Федеральным законом утверждаются основные характеристики федерального бюджета на 2016 год, определенные исходя из прогнозируемого объема валового внутреннего продукта в размере 78 673,0 млрд. рублей и уровня инфляции, не превышающего 6,4 процента (декабрь 2016 года к декабрю 2015 года).
Федеральный закон сформирован в программной структуре расходов на основе 39 государственных программ Российской Федерации в соответствии с Перечнем государственных программ Российской Федерации, утвержденным распоряжением Правительства Российской Федерации от 11 ноября 2010 года N 1950-р. При этом бюджетные ассигнования отражены, в том числе, в разрезе основных мероприятий государственных программ.
Федеральный закон соответствует Конституции Российской Федерации.
Вместе с тем по нему имеются замечания правового характера.
Частью 11 статьи 5 Федерального закона установлено, что остатки средств федерального бюджета по состоянию на 1 января 2016 года на счетах Федерального казначейства, образовавшиеся в связи с неиспользованием по состоянию на 1 января 2016 года доходов федерального бюджета, полученных федеральными казенными учреждениями, исполняющими наказания в виде лишения свободы, в результате осуществления ими собственной производственной деятельности, подлежат использованию в соответствии с пунктом 10 статьи 241 Бюджетного кодекса. Однако указанная норма Бюджетного кодекса устанавливает порядок зачисления в федеральный бюджет доходов, полученных от приносящей доход деятельности указанных учреждений, а не остатков этих средств.
В соответствии с частью 3 статьи 21 Федерального закона Правительство Российской Федерации вправе в 2016 году принимать решения о выпуске материальных ценностей государственного материального резерва, хранящихся в организациях, входящих в систему государственного материального резерва по истечении установленного срока их хранения, без одновременной поставки и закладки в государственный материальный резерв равного количества аналогичных материальных ценностей с восполнением в последующие годы.
Указанное положение не относится к предмету правового регулирования закона о бюджете. Кроме того, оно не соответствует абзацу шестому статьи 2 Федерального закона "О государственном материальном резерве", согласно которому выпуск материальных ценностей из государственного резерва в связи с истечением установленного срока их хранения, а также вследствие возникновения обстоятельств, могущих повлечь за собой порчу или ухудшение качества хранимых материальных ценностей до истечения установленного срока их хранения, осуществляется при одновременной поставке и закладке в государственный резерв равного количества аналогичных материальных ценностей.
Согласно части 6 статьи 21 Федерального закона Правительству Российской Федерации предоставлено право внести в Государственную Думу проект федерального закона, предусматривающий увеличение стоимости одного пенсионного коэффициента, размера фиксированной выплаты к страховой пенсии, индексацию социальных пенсий, а также проекты федеральных законов, предусматривающих изменение показателей бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации и, в том числе, увеличение межбюджетных трансфертов из федерального бюджета бюджету Пенсионного фонда Российской Федерации.
В связи с этим отмечаем, что Правительство Российской Федерации является субъектом права законодательной инициативы и в силу своего статуса может осуществлять законопроектную деятельность без дополнительной регламентации на законодательном уровне.
Кроме того, используемая в данном положении формулировка "с учетом ситуации, складывающейся в экономике и социальной сфере" не имеет четких параметров определения и носит оценочный характер. В соответствии с предложенной регламентацией норм реализация Правительством Российской Федерации данного права поставлена в зависимость от наступления ряда неопределенных факторов, что является недопустимым при решении вопросов, имеющих особую социальную значимость Согласно пункту 1 статьи 5 Бюджетного кодекса закон о бюджете вступает в силу с 1 января и действует по 31 декабря финансового года, если иное не предусмотрено Бюджетным кодексом и (или) законом (решением) о бюджете. Настоящий Федеральный закон не содержит нормы о вступлении его в силу, следовательно, в соответствии с указанным порядком датой вступления в силу Федерального закона является 1 января 2016 года.
Правовым последствием принятия Федерального закона является утверждение бюджетных ассигнований на исполнение расходных обязательств Российской Федерации в 2016 году.
Согласно методике проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 26 февраля 2010 года N 96, коррупциогенные факторы в Федеральном законе не выявлены.
Федеральный закон регулирует отношения, которые согласно пункту "з" (федеральный бюджет) статьи 71 Конституции Российской Федерации находятся в ведении Российской Федерации.
Федеральный закон в соответствии с пунктом "а" статьи 106 Конституции Российской Федерации подлежит обязательному рассмотрению в Совете Федерации, так как касается федерального бюджета.
Рассмотрение Федерального закона Советом Федерации должно быть начато не позднее 19 декабря 2015 года.
Настоящее заключение направляется Председателю Совета Федерации B.И. Матвиенко, заместителю Председателя Совета Федерации Е.В. Бушмину, председателю Комитета Совета Федерации по бюджету и финансовым рынкам C.Н. Рябухину, полномочному представителю Президента Российской Федерации в Совете Федерации А.А. Муравьёву, полномочному представителю Правительства Российской Федерации в Совете Федерации А.В. Яцкину.
Заместитель Руководителя |
Ю.А. Шарандин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.