Заключение Правового управления Аппарата Совета Федерации Федерального Собрания РФ от 6 декабря 2015 г. N 5.1-3143
на проект федерального закона N 911759-6 "О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2016 год",
принятому Государственной Думой 4 декабря 2015 г.
Досье на проект федерального закона
Проект Федерального закона "О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2016 год" был внесен в Государственную Думу Правительством Российской Федерации 23 октября 2015 года (N 911759-6), принят Государственной Думой в первом чтении 13 ноября, во втором чтении - 2 декабря 2015 года.
Федеральный закон регулирует бюджетные отношения Фонда социального страхования Российской Федерации (далее - Фонд) и утверждает основные характеристики бюджета Фонда на 2016 год.
В 2016 году прогнозируемый общий объем доходов бюджета Фонда составляет 614493,5 млн. рублей, общий объем расходов бюджета Фонда - 647978,5 млн. рублей. Объем дефицита бюджета Фонда составляет 33484,9 млн. рублей.
Доходы бюджета Фонда формируются за счет налогов, страховых взносов на обязательное социальное страхование, финансовых санкций по страховым взносам, средств федерального бюджета и бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования, переданных на исполнение государственных функций.
Предусмотренное пунктом 2 статьи 5 Федерального закона осуществление Фондом выплаты ежемесячного пособия по уходу за ребенком в двойном размере до достижения им возраста полутора лет в соответствии с Законом Российской Федерации от 15 мая 1991 года N 1244-I "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" не учитывает, что согласно пункту 2 статьи 2 и части 2 статьи 7 проекта федерального закона N 911768-6 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части учета и совершенствования предоставления мер социальной поддержки исходя из обязанности соблюдения принципа адресности и применения критериев нуждаемости", принятого Государственной Думой во втором чтении 4 декабря 2015 года, с 1 июля 2016 года вместо указанного двойного размера пособия по уходу за ребенком будет назначаться ежемесячная выплата на ребенка в фиксированном размере (до достижения ребенком возраста полутора лет - 3000 рублей).
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Вместо слов "части 2 статьи 7" следует читать "части 2 статьи 8"
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 7 законопроекта Фонд вправе направлять средства бюджета Фонда на оказание медицинских услуг работникам Фонда и его территориальных органов. Между тем статьей 147 Бюджетного кодекса Российской Федерации предусмотрено расходование средств бюджетов государственных внебюджетных фондов исключительно на цели, определенные законодательством Российской Федерации, включая законодательство о конкретных видах обязательного социального страхования.
Согласно части 6 статьи 7 Федерального закона и приложения 4 к нему в 2016 году Фонд вправе направлять средства обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в сумме 500 000,0 тыс. рублей на предоставление субсидий определенным в нём юридическим лицам на организацию работы по развитию системы профессиональных квалификаций (Общероссийское объединение работодателей "Российский союз промышленников и предпринимателей", автономная некоммерческая организация "Национальное агентство развития квалификаций, союз "Агентство развития профессиональных сообществ и рабочих кадров "Ворлдскиллс Россия"), что не согласуется с Федеральным законом от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", в соответствии с которым обеспечение государственных нужд осуществляется посредством контрактной системы в сфере закупок товаров, работ, услуг.
Указанная в пункте 1 части 1 статьи 7 Федерального закона и приложении 4 к нему подпрограмма "Обеспечение условий реализации государственной программы Российской Федерации "Социальная поддержка граждан" отсутствует в государственной программе Российской Федерации "Социальная поддержка граждан", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 года N 296.
Наименования подпрограмм "Обеспечение мер социальной поддержки отдельных категорий граждан" и "Обеспечение государственной поддержки семей, имеющих детей" (приложение 4 к Федеральному закону) не соответствуют наименованиям подпрограмм, утвержденных указанным постановлением Правительства Российской Федерации.
Реализация Федерального закона потребует утверждения Правительством Российской Федерации Правил предоставления субсидий на организацию работы по развитию системы профессиональных квалификаций указанным юридическим лицам, а также внесения изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 года N 296 "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Социальная поддержка граждан".
Федеральный закон соответствует Конституции Российской Федерации.
Согласно методике проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 26 февраля 2010 года N 96, коррупциогенные факторы не выявлены.
Федеральный закон принят по предмету ведения Российской Федерации, установленному пунктами "е" (установление основ федеральной политики в области социального развития Российской Федерации) и "ж" (финансовое регулирование) статьи 71 Конституции Российской Федерации.
Согласно пункту 1 статьи 5 Бюджетного кодекса Российской Федерации закон о бюджете вступает в силу с 1 января и действует по 31 декабря финансового года, если иное не предусмотрено Бюджетным кодексом Российской Федерации и (или) законом о бюджете. Поскольку Федеральный закон не содержит нормы о вступлении его в силу, то в соответствии с указанным порядком датой его вступления в силу является 1 января 2016 года.
Федеральный закон подлежит обязательному рассмотрению в Совете Федерации, так как содержит вопросы, предусмотренные пунктами "а" (федеральный бюджет) и "в" (финансовое регулирование) статьи 106 Конституции Российской Федерации.
Рассмотрение Федерального закона в Совете Федерации должно быть начато не позднее 19 декабря 2015 года.
Настоящее заключение направляется Председателю Совета Федерации В.И. Матвиенко, заместителям Председателя Совета Федерации Г.Н. Кареловой и Е.В. Бушмину, председателю Комитета Совета Федерации по социальной политике В.В. Рязанскому, председателю Комитета Совета Федерации по бюджету и финансовым рынкам С.Н. Рябухину, полномочному представителю Президента Российской Федерации в Совете Федерации А.А. Муравьеву, полномочному представителю Правительства Российской Федерации в Совете Федерации А.В. Яцкину.
Заместитель Руководителя |
Ю.А. Шарандин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.