Заключение Комитета Совета Федерации Федерального Собрания РФ по социальной политике от 8 декабря 2015 г. N 3.8-03/2687
по Федеральному закону "О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2016 год"
Досье на проект федерального закона
Комитет Совета Федерации по социальной политике в соответствии со статьей 105 Регламента Совета Федерации рассмотрел Федеральный закон "О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2016 год" (далее - Федеральный закон), принятый Государственной Думой 4 декабря 2015 года.
Проект названного Федерального закона был внесён в Государственную Думу Правительством Российской Федерации 23 октября 2015 года, принят 13 ноября 2015 года в первом чтении, 2 декабря 2015 года во втором чтении и 4 декабря 2015 года в третьем чтении. В ходе подготовки проекта Федерального закона ко второму чтению членами Совета Федерации поправки в Государственную Думу не направлялись.
В соответствии с нормами Федерального закона от 30 сентября 2015 года N 273-ФЗ "Об особенностях составления и утверждения проектов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации на 2016 год, о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившей силу статьи 3 Федерального закона "О приостановлении действия отдельных положений Бюджетного кодекса Российской Федерации" формирование бюджета Фонда социального страхования Российской Федерации (далее - Фонд) осуществлено только на один финансовый 2016 год, без показателей планового периода, что обусловлено высокой волатильностью на финансовых и сырьевых рынках, повышением риска надежности показателей прогноза социально-экономического развития Российской Федерации и точности прогнозирования параметров бюджета.
Федеральный закон утверждает бюджет Фонда на 2016 год, разработанный на основе параметров прогноза социально - экономического развития Российской Федерации до 2018 года и ожидаемых итогов исполнения бюджета Фонда за 2015 год.
При расчете основных параметров бюджета Фонда были использованы следующие показатели, подготовленные Министерством экономического развития Российской Федерации и Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации:
показатели |
2015 год |
2016 год |
фонд заработной платы |
18 599 |
19 903 |
номинально начисленная среднемесячная заработная плата на одного работника (руб.) |
34 352 |
36 838 |
Предельная величина базы для начисления страховых взносов (тыс. руб.) |
670,0 |
718,0 |
112,2 |
106,4 |
|
Рождаемость (тыс. чел.) |
1951,63 |
1928,60 |
В 2016 году прогнозируется дефицит бюджета Фонда в объеме 33,5 млрд. рублей, в том числе дефицит в части обязательного социального страхования на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством 45,5 млрд. рублей и профицит по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний 12,0 млрд. рублей.
Сбалансированность бюджета Фонда в 2016 году достигается за счет привлечения остатков собственных средств на начало года.
Комитет отмечает, что в 2016 году, как и в предыдущем году, не предоставляются предусмотренные законодательством межбюджетные трансферты из федерального бюджета на компенсацию выпадающих доходов бюджета Фонда в связи с применением пониженных тарифов страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством для отдельных категорий плательщиков, которые прогнозируются в объеме 14,0 млрд. рублей, что существенно влияет на финансовую устойчивость бюджета Фонда по этому виду страхования.
Кроме того, не предусматриваются межбюджетные трансферты из федерального бюджета на сбалансированность бюджета Фонда.
Данные о доходах и расходах представлены в таблице:
Показатели |
2016 год |
Доходы - всего |
614,5 |
В том числе по страхованию: |
|
на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством |
471,4 |
от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний |
103,5 |
из федерального бюджета |
20,9 |
из бюджета ФОМС |
18,8 |
Расходы - всего |
648 |
В том числе по страхованию: |
|
на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством |
516,9 |
от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний |
91,5 |
расходы на исполнение отдельных государственных полномочий |
39,6 |
Профицит /дефицит |
-33,5 |
В том числе по страхованию: |
|
на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством |
-45,5 |
от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний |
12,0 |
Комитет отмечает следующие особенности формирования бюджета Фонда в 2016 году:
- изменен срок индексации пособий по обязательному социальному страхованию с 1 января на 1 февраля 2016 года;
- по страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний предусмотрены расходы на субсидии по организации работ по вопросам охраны труда и снижения уровня производственного травматизма и профессиональных заболеваний в сумме 500,0 млн. рублей без расчетов и обоснований, что, по мнению Комитета, может быть поддержано однократно как исключительная мера (часть 6 статьи 7 Федерального закона);
- предусмотрено возвращение тремя субъектами Российской Федерации в Фонд полномочий по обеспечению инвалидов техническими средствами реабилитации и услугами отдельных категорий граждан (Амурская, Рязанская области, Республика Татарстан). Всего Фонду в 2016 году передали указанные полномочия 73 субъекта Российской Федерации;
- предусмотрено возвращение двумя субъектами Российской Федерации в Фонд полномочий по оказанию отдельным категориям граждан государственной социальной помощи в части санаторно-курортного лечения, а также проезда к месту лечения и обратно (Республика Татарстан, Амурская область) Всего Фонду в 2016 году передали указанные полномочия 71 субъект Российской Федерации;
- планируется расширение на 6 (с 14 до 20) числа регионов (Республика Мордовия, Брянская, Калининградская, Калужская, Липецкая, Ульяновская области), которые участвуют в пилотном проекте, предусматривающем особенности финансирования, назначения и выплаты застрахованным лицам страхового обеспечения территориальными органами Фонда;
- пунктом 4 части 1 статьи 7 Федерального закона предусмотрено, что Фонд вправе осуществлять финансовое обеспечение покрытия временных кассовых разрывов, возникающих в ходе исполнения бюджета Фонда, в объеме не более одной двадцать четвертой общего объема расходов бюджета Фонда, за исключением средств, поступивших в форме межбюджетных трансфертов, за счет остатков средств бюджета Фонда на начало 2016 года.
Доходная часть бюджета Фонда на 2016 год сформирована в соответствии с нормами Федерального закона от 24 июля 2009 года N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования", с сохранением тарифа в размере - 2,9%, с учетом сохранения на 2016 год пониженного тарифа страховых взносов для отдельных категорий плательщиков, а также проекта федерального закона "О страховых тарифах на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний на 2016 год".
Доля застрахованного фонда заработной платы в части страхования на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в общем объеме фонда заработной платы в 2016 году составляет 83,72%, а для иностранных граждан, работающих в Российской Федерации - 100%.
Коэффициент сбора страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством определён в размере 0,999; на обязательное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний предусмотрен коэффициент 0,98.
Средства, передаваемые из бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования в 2016 году на оплату медицинским организациям и иным организациям, осуществляющим медицинскую деятельность, участвующим в реализации программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи и территориальных программ государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, услуг по медицинской помощи, оказанной женщинам в период беременности и медицинской помощи, оказанной женщинам и новорожденным в период родов и в послеродовой период, составят 18,75 млрд. рублей, без изменения стоимости "родового сертификата" (11 тысяч рублей).
Доходы по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний обеспечивают все расходные обязательства Фонда по данному виду страхования, при этом планируется увеличение в течение года с 83,4 млрд. рублей до 94,9 млрд. рублей страхового резерва по данному виду страхования.
Страховые тарифы по данному виду страхования установлены в тех же размерах, которые действовали в предшествующие годы, при этом средневзвешенный тариф по видам экономической деятельности планируется - 0,50% (в 2015 году был 0,52%). Счетная палата Российской Федерации отмечает, что требуют нормативного закрепления преференции по уплате страховых взносов по этому виду страхования в виде скидок, кроме того, необходимо предусмотреть мониторинг и целевые показатели эффективности предоставления этих преференций.
По аналогии с прошлыми годами, в Федеральном законе не определены средства федерального бюджета на оказание отдельным категориям граждан социальной помощи в части санаторно-курортного лечения, а также проезда на междугородном транспорте к месту лечения и обратно. При этом на 1 января 2015 года осталось 362,0 тысячи граждан льготных категорий, которые не смогли получить путевки в 2014 году из-за недостаточного объема средств федерального бюджета.
В расходной части бюджета предусмотрены бюджетные ассигнования для исполнения всех действующих социальных обязательств с учетом индексации пособий и выплат в соответствии с нормами действующего законодательства, за исключением пособия на погребение.
Комитет обращает внимание, что четвертый год подряд в бюджете Фонда не предусмотрено финансирование 12 центров реабилитации, подведомственных Фонду, и не принято решение о перспективах обеспечения их функционирования. При этом на базе указанных реабилитационных центров в основном проходят реабилитацию и принимаются меры, обеспечивающие возврат к труду лиц, пострадавших от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.
В соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации статьей 4 Федерального закона утверждается объём бюджетных ассигнований, направляемых на исполнение публичных нормативных обязательств в 2016 году - 568,4 млрд. рублей.
Для обеспечения расходных обязательств государства в соответствии с Федеральным законом "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством" для застрахованных граждан в 2016 году Федеральным законом предусматриваются бюджетные ассигнования на выплату пособий по временной нетрудоспособности в сумме 214,0 млрд. рублей на оплату 309,5 млн. дней.
Расходы на выплату пособий по беременности и родам в 2016 году запланированы в сумме 117,7 млрд. рублей, с учетом оплаты 165,6 млн. дней.
Для обеспечения расходных обязательств государства в соответствии с Федеральным законом "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей" для застрахованных граждан в 2016 году предусматриваются бюджетные ассигнования:
- на оплату 1 309,1 тысяч единовременных пособий при рождении ребёнка в сумме 22,1 млрд. рублей (размер пособия составит 15 425,7 рублей);
- на оплату 17 798,9 тысяч ежемесячных пособий по уходу за ребёнком до достижения им возраста 1,5 лет в сумме 148,6 млрд. рублей. При этом минимальный размер пособия по уходу за первым ребёнком составит 2 892,31 рублей, по уходу за вторым и последующими детьми 5 784,62 рублей.
- на оплату 906,4 тысяч единовременных пособий женщинам, вставшим на учёт в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности, предусмотрено 573,9 млн. рублей (размер пособия составит 578,46 рублей).
В 2016 году Федеральным законом предусмотрены средства на выплату 95,1 тысяч социальных пособий застрахованным гражданам в соответствии с Федеральным законом "О погребении и похоронном деле" в сумме 552,3 млн. рублей, исходя из размера пособия в сумме 5 277,3 рубля, без индексации.
В части обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний Федеральным законом устанавливаются с учетом индексации с 1 февраля 2016 года:
- максимальный размер ежемесячной страховой выплаты - 69 510,0 рублей;
- сумма, из которой исчисляется единовременная страховая выплата, застрахованным гражданам - 90 401,9 рублей.
Расходы на медицинскую, социальную и профессиональную реабилитацию пострадавших, обеспечение мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний запланированы в 2016 году в сумме 19,97 млрд. рублей (в 2015 году - 18,6 млрд. рублей).
Расходы Фонда на содержание аппарата Фонда в 2016 году составят 23,6 млрд. рублей без изменения численности штатных единиц (31820), их доля в общих расходах планируются на уровне - 3,6%, что существенно ниже, чем в предыдущих годах: в 2014 году 4,3%, в 2015 году - 4,2%.
Федеральным законом предусмотрено право Фонда направлять бюджетные ассигнования на оказание медицинских услуг работникам Фонда.
Средства федерального бюджета на выполнение следующих государственных полномочий в 2016 году предусмотрены в объеме 20,9 млрд. рублей, в том числе:
- на выплату пособий по уходу за ребенком гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие радиационных аварий и ядерных испытаний (работающим) - 2,4 млрд. рублей;
- на оплату четырех дополнительных выходных дней работающим родителям (опекунам, попечителям) для ухода за детьми - инвалидами с учетом взносов в государственные внебюджетные фонды в сумме 3,0 млрд. рублей;
- на обеспечение инвалидов техническими средствами реабилитации и протезно - ортопедическими изделиями 15,4 млрд. рублей (в том числе 789,8 млн. рублей - расходы на осуществление полномочий). По мнению Комитета этих средств недостаточно, но потребность необходимо уточнить по итогам анализа реальной потребности и проведения конкурсных процедур. Объёмы средств Фонду определены без учета 12 субъектов, которым переданы полномочия по обеспечению инвалидов техническими средствами реабилитации, включая ремонт и изготовление протезно-ортопедических изделий.
По итогам изменения текста Федерального закона ко второму чтению статья 7 дополнена новой частью, которая устанавливает право Правительства Российской Федерации принимать решение о направлении средств обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в сумме до 9 379 213,0 тыс. рублей на финансовое обеспечение расходов по предоставлению инвалидам технических средств реабилитации и услуг, обеспечению отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями, в том числе в сумме до 1 671 576,9 тыс. рублей на предоставление межбюджетного трансферта из бюджета Фонда федеральному бюджету на осуществление расходов по данному направлению, осуществляемых субъектами Российской Федерации, что может потребовать принятия нормативного правового акта Российской Федерации.
Учитывая неоднократные замечания Счетной палаты Российской Федерации, Комитет акцентирует внимание на необходимости оперативного принятия нового нормативно-правового акта, регламентирующего правовой статус, деятельность и направления расходования средств Фонда.
Комитет отмечает участие Фонда второй год подряд в реализации государственных программ Российской Федерации (пункты 1, 2 части 1 статьи 7 Федерального закона) в составе государственных программ Российской Федерации "Социальная поддержка граждан", "Доступная среда" на 2011-2020 годы", но наименования подпрограмм "Обеспечение мер социальной поддержки отдельных категорий граждан" и "Обеспечение государственной поддержки семей, имеющих детей" (приложение 4 к Федеральному закону) не соответствуют наименованиям подпрограмм, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 года N 296.
В целом объем ассигнований бюджета Фонда, направляемых на исполнение публичных нормативных обязательств перед гражданами, в его общих расходах в 2016 году составит около 87,7%.
В своем заключении Правовое управление Аппарата Совета Федерации отмечает, что Федеральный закон соответствует Конституции Российской Федерации.
Согласно методике проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 26 февраля 2010 года N 96, коррупциогенные факторы не выявлены.
Федеральный закон подлежит обязательному рассмотрению Советом Федерации в соответствии со статьей 106 Конституции Российской Федерации.
Комитет Совета Федерации по бюджету и финансовым рынкам (соисполнитель) рекомендует Совету Федерации одобрить Федеральный закон.
Исходя из изложенного, Комитет Совета Федерации по социальной политике принял решение рекомендовать Совету Федерации одобрить Федеральный закон "О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2016 год", принятый Государственной Думой.
Председатель Комитета |
В.В. Рязанский |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.