Заключение Комитета Совета Федерации Федерального Собрания РФ по бюджету и финансовым рынкам от 7 декабря 2015 г. N 3.5-04/2171
по Федеральному закону "О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2016 год"
Досье на проект федерального закона
Комитет рассмотрел Федеральный закон "О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2016 год" (далее - Федеральный закон), принятый Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации 4 декабря 2015 года, и отмечает следующее.
Бюджет Фонда социального страхования Российской Федерации (далее - Фонд) на 2016 год разработан на основании положений Бюджетного кодекса Российской Федерации, прогноза социально-экономического развития Российской Федерации до 2018 года, основных направлений бюджетной политики на 2016 год и на плановый период 2017 и 2018 годов, законодательства об обязательном социальном страховании.
За основу расчета основных параметров бюджета Фонда на 2016 год взяты следующие показатели прогноза социально-экономического развития Российской Федерации до 2018 года:
- фонд заработной платы на 2016 год - 19903,0 млрд. рублей;
- номинальная среднемесячная заработная плата на одного работника в 2016 году - 36 838,0 рублей;
- индекс потребительских цен на 2016 год - 106,4%.
Доходы бюджета Фонда предусматриваются в 2016 году в сумме 614,5 млрд. рублей (118,3% к уровню 2015 года), в том числе, по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством - 471,4 млрд. рублей (121,8% к уровню 2015 года), и по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний - 103,5 млрд. рублей (106,4% к показателю 2015 года).
Объем расходов бюджета Фонда в 2016 году составит 647,98 млрд. рублей (107,5% к уровню 2015 года), в том числе, по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством - в сумме 516,9 млрд. рублей (107,4% к показателю 2015 года), по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний - в сумме 91,5 млрд. рублей (105,9% к уровню 2015 года).
Общий объем дефицита бюджета Фонда на 2016 год планируется в сумме 33,5 млрд. рублей, включая дефицит в части обязательного социального страхования на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в сумме 45,5 млрд. рублей, и профицит в части обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных образований в сумме 12,0 млрд. рублей.
В 2016 году межбюджетные трансферты из федерального бюджета на компенсацию выпадающих доходов бюджета Фонда в связи с применением пониженных тарифов страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством для отдельных категорий плательщиков, а также на обеспечение сбалансированности бюджета Фонда не предусматриваются.
Источником внутреннего финансирования дефицита бюджета Фонда на 2016 год определен остаток средств по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, который на 1 января 2016 года прогнозируется в объеме 45,5 млрд. рублей. При этом Федеральным законом предусматривается, что в случае недостаточности объема доходов Фонда по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством и указанного остатка средств, Фонд вправе вносить предложения о предоставлении из федерального бюджета межбюджетного трансферта на обеспечение сбалансированности его бюджета.
Средства федерального бюджета, передаваемые бюджету Фонда в объеме 20,9 млрд. рублей направляются на исполнение отдельных государственных полномочий, в том числе, на выплату пособий по временной нетрудоспособности отдельным категориям граждан в связи с зачетом в страховой стаж нестраховых периодов, на выплату пособий по беременности и родам отдельным категориям граждан в связи с зачетом в страховой стаж нестраховых периодов, на оплату четырех дополнительных выходных дней работающим родителям (опекунам, попечителям) для ухода за детьми-инвалидами.
В 2016 году предусмотрены средства Федерального фонда обязательного медицинского страхования на оплату медицинской помощи женщинам в период беременности, родов и в послеродовом периоде, а также проведение профилактических медицинских осмотров ребенка в начальный период его жизни, в сумме 18,8 млрд. рублей. Указанный объем средств определен с учетом сохранения в 2016 году стоимости "Родового сертификата" на уровне 2015 года в размере 11,0 тыс. рублей (без учета уровня инфляции).
Средства на обеспечение инвалидов техническими средствами реабилитации предусматриваются для 74 региональных отделений Фонда с учетом передачи Фонду указанных полномочий с 1 января 2016 года тремя субъектами Российской Федерации - Республикой Татарстан, Амурской областью и Рязанской областью. В 2016 году объем бюджетных ассигнований из федерального бюджета на обеспечение инвалидов техническими средствами реабилитации, предусмотренный для перечисления в виде межбюджетных трансфертов бюджету Фонда социального страхования Российской Федерации, определен в размере 15,4 млрд. рублей.
Комитет неоднократно указывал на недостаточное и позднее выделение средств на указанные цели, что ведет к их неполному использованию и ухудшению показателя исполнения заявок инвалидов. По данным Счетной палаты Российской Федерации, на 1 июля 2015 года было израсходовано 38,2% бюджетных ассигнований на указанные цели, на 1 октября 2015 года - 63,0%, исполнение до конца 2015 года прогнозируется на уровне 84%. За 9 месяцев текущего года обеспеченность инвалидов техническими средствами реабилитации составила 66%. При этом, по решению Правительства Российской Федерации (распоряжение Правительства Российской Федерации от 28 сентября 2015 года N 1906-р) бюджету Фонда были увеличены бюджетные ассигнования из федерального бюджета на обеспечение инвалидов техническими средствами реабилитации на 7,3 млрд. рублей.
При рассмотрении Федерального закона первом чтении было указано на необходимость выделения средств в объеме, достаточном для обеспечения инвалидов в полном объеме техническими средствами реабилитации. В результате ко второму чтению Федеральный закон был дополнен положением, в соответствии с которым Правительство Российской Федерации вправе принимать решение о направлении средств обязательного социального страхования от несчастных случае на производстве и профессиональных заболеваний в сумме 9,4 млрд. рублей на обеспечение инвалидов техническими средствами реабилитации, в том числе, -1,7 млрд. рублей на предоставление межбюджетного трансферта из бюджета Фонда федеральному бюджету на осуществление указанных расходов субъектами Российской Федерации.
В соответствии с законодательством, средства на реализацию мер социальной поддержки граждан по санаторно-курортному лечению, включая проезд к месту лечения и обратно, входящему в набор социальных услуг, учтены на 2016 год в составе бюджетных ассигнований на предоставление ежемесячных денежных выплат и будут определены после выявления числа граждан, не воспользовавшихся правом отказа от набора социальных услуг.
Комитет неоднократно отмечал, что несовершенство действующего порядка определения объема указанных межбюджетных трансфертов бюджету Фонда социального страхования Российской Федерации из федерального бюджета приводит к снижению уровня социальной защищенности граждан, ежегодному снижению расходов на оказание государственной социальной помощи отдельным категориям граждан по санаторно-курортному лечению. До настоящего времени проблема не нашла своего урегулирования.
С учетом изложенного, Комитет считает возможным рекомендовать Совету Федерации Федерального Собрания Российской Федерации одобрить Федеральный закон "О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2016 год".
Председатель Комитета |
С.Н. Рябухин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.