Заключение Правового управления Аппарата Совета Федерации Федерального Собрания РФ от 22 ноября 2015 г. N 5.1-2982
на проект федерального закона N 872769-6 "О ратификации Соглашения между Российской Федерацией и Республикой Беларусь о порядке взаимного исполнения судебных постановлений по делам о взыскании алиментов",
принятому Государственной Думой 20 ноября 2015 г.
Досье на проект федерального закона
Проект Федерального закона внесён в Государственную Думу Президентом Российской Федерации 1 сентября 2015 года (N 872769-6).
Указанное Соглашение было подписано в городе Москве 3 марта 2015 года. Соглашением (статья 2) устанавливается, что судебные постановления по делам о взыскании алиментов, вынесенные на территории одной Стороны, не нуждаются в специальной процедуре признания и исполняются на территории другой Стороны в том же порядке, что и судебные постановления, вынесенные на территории другой Стороны, на основании исполнительных документов компетентных судов Стороны, на территории которой были вынесены судебные постановления. Соглашением также определяются: порядок направления исполнительного документа, подлежащего исполнению; основания для возврата исполнительного документа; порядок оформления запроса о правовой помощи (Соглашение содержит Приложение с формой запроса о правовой помощи); основания для обжалования должником исполнительного производства.
По Федеральному закону и по Соглашению замечаний не имеется.
Соглашение соответствует Конституции Российской Федерации и международным обязательствам Российской Федерации.
По тексту Соглашения отмечаем положение, которое в дальнейшем может вызвать необходимость толкования для целей правоприменения в соответствии со статьей 7 Соглашения. Согласно подпункту 3 пункта 1 статьи 5 Соглашения должник вправе обжаловать исполнительное производство в суде Стороны, на территории которой должно быть исполнено судебное постановление, когда "имеется дело, возбуждённое по спору между теми же сторонами, о том же предмете и по тем же основаниям до возбуждения дела в иностранном суде". В связи с этим неясно, о каком суде идёт речь. Отмечаем, что в тексте Соглашения используются термины "компетентный суд", "суд" (суды другой Стороны Соглашения) и "суд третьего государства" (упомянут также в подпункте 3 пункта 1 статьи 5).
Соглашение (пункт 1 статьи 9) вступает в силу с даты получения по дипломатическим каналам последнего письменного уведомления о выполнении Сторонами внутригосударственных процедур, необходимых для его вступления в силу.
Соглашение подлежит ратификации на основании подпункта "б" пункта 1 статьи 15 Федерального закона "О международных договорах Российской Федерации", поскольку его предметом являются основные права и свободы человека и гражданина.
Федеральный закон вступает в силу по истечении десяти дней после дня его официального опубликования.
Согласно методике проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утверждённой Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 февраля 2010 года N 96, проведена антикоррупционная экспертиза, коррупциогенные факторы не выявлены.
Федеральный закон согласно пункту "г" статьи 106 Конституции Российской Федерации подлежит обязательному рассмотрению в Совете Федерации, которое должно быть начато не позднее 5 декабря 2015 года.
Настоящее заключение направляется Председателю Совета Федерации В.И. Матвиенко, заместителям Председателя Совета Федерации И.М.-С. Умаханову и Е.В. Бушмину, председателю Комитета Совета Федерации по международным делам К.И. Косачеву, председателю Комитета Совета Федерации по конституционному законодательству и государственному строительству А.А. Клишасу, полномочному представителю Президента Российской Федерации в Совете Федерации А.А. Муравьёву, полномочному представителю Правительства Российской Федерации в Совете Федерации А.В. Яцкину.
Заместитель Руководителя |
Ю.А. Шарандин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.