Заключение Комитета Совета Федерации Федерального Собрания РФ по международным делам от 24 ноября 2015 г. N 3.4-03/1436
по Федеральному закону "О ратификации Соглашения между правительствами государств-членов Шанхайской организации сотрудничества о создании благоприятных условий для международных автомобильных перевозок"
Досье на проект федерального закона
Комитет Совета Федерации по международным делам на своем заседании рассмотрел Федеральный закон "О ратификации Соглашения между правительствами государств-членов Шанхайской организации сотрудничества о создании благоприятных условий для международных автомобильных перевозок" (далее - Федеральный закон), принятый Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации 20 ноября 2015 года.
Соглашение между правительствами государств-членов Шанхайской организации сотрудничества о создании благоприятных условий для международных автомобильных перевозок (далее - Соглашение) подписано в городе Душанбе 12 сентября 2014 года.
Соглашение заключено между Российской Федерацией, Республикой Казахстан, Китайской Народной Республикой, Кыргызской Республикой, Республикой Таджикистан и Республикой Узбекистан.
В соответствии с Соглашением Стороны обязуются предоставлять перевозчикам, которыми являются физические или юридические лица, зарегистрированные на территории государства одной из Сторон и допущенные в соответствии с законодательством к осуществлению международных автомобильных перевозок, право на осуществление международных автомобильных перевозок по территории их государств транспортными средствами, зарегистрированными на территории государства одной из Сторон.
В приложениях к Соглашению, являющихся его неотъемлемой частью в соответствии со статьей 18 Соглашения, определены: маршруты и пункты пропуска через государственные границы Сторон (Приложение N 1); порядок выдачи разрешения на международную автомобильную перевозку и его образец (Приложение N 2); круг ведения и другие вопросы функционирования Совместной комиссии по созданию благоприятных условий для международных автомобильных перевозок (Приложение N 3).
Согласно пункту 2 статьи 3 Соглашения перевозчик, зарегистрированный на территории государства одной Стороны, не имеет права осуществлять перевозки грузов или пассажиров транспортным средством между пунктами, расположенными на территории государства другой Стороны (каботажные автомобильные перевозки).
На основании статьи 8 Соглашения перевозчики одной Стороны при осуществлении перевозок грузов или пассажиров через территорию другой стороны освобождаются на условиях взаимности от уплаты сборов и платежей, связанных с владением или пользованием транспортными средствами, а также с использованием или содержанием автомобильных дорог, которые установлены на территории другой Стороны. Такие перевозки осуществляются на основании разрешений, квота которых определяется в рамках образуемой Совместной комиссии по созданию благоприятных условий для международных автомобильных перевозок. Данная комиссия состоит из представителей компетентных органов государств Сторон. Указанное освобождение не относится к сборам и платежам за пользование платными дорогами, мостами и тоннелями.
По оценке Аналитического управления Аппарата Совета Федерации ратификация Соглашения окажет положительное воздействие на развитие транзитного потенциала Российской Федерации и Евразийского экономического союза благодаря отмене запрета на въезд российских автомобилей в Китай через казахстанско-китайскую границу. Ратификация Соглашения полностью отвечает стратегическим интересам России, в том числе в части укрепления российско-китайских торговых отношений и увеличения грузопотока по территории ЕАЭС. В то же время, согласно действующему российскому законодательству отечественные перевозчики обязаны платить сбор в счет возмещения вреда, причиняемого автодорогам.
Соответственно после вступления Соглашения в силу они могут оказаться в неравных условиях с зарубежными конкурентами.
Правовое управление Аппарата Совета Федерации по Федеральному закону и Соглашению замечаний не имеет.
Соглашение в соответствии со статьей 21 заключается на неопределенный срок и вступает в силу по истечении 30 дней со дня получения депозитарием последнего письменного уведомления о выполнении сторонами внутригосударственных процедур, необходимых для вступления Соглашения в силу.
В результате проведения антикоррупционной экспертизы указанного Федерального закона, предусмотренной статьей 27 Регламента Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, не выявлено положений, способствующих созданию условий для проявления коррупции.
В соответствии с финансово-экономическим обоснованием реализация Соглашения не повлечет расходов, покрываемых за счет федерального бюджета.
Соглашение не противоречит положениям международных договоров Российской Федерации.
Соглашение подлежит ратификации на основании подпункта "а" пункта 1 статьи 15 Федерального закона "О международных договорах Российской Федерации", поскольку в части освобождения горючего, смазочных материалов и запасных частей от таможенных пошлин и налогов содержит иные правила, чем предусмотренные законодательством Российской Федерации.
Федеральный закон согласно пункту "г" статьи 106 Конституции Российской Федерации подлежит обязательному рассмотрению в Совете Федерации.
Комитет Совета Федерации по международным делам принял к сведению высказанное в ходе заседания заявление официального представителя Правительства Российской Федерации, статс-секретаря - заместителя Министра транспорта Российской Федерации С.А. Аристова о том, что Соглашение носит рамочный характер и не влечет за собой в случае его ратификации автоматической отмены уплаты сборов на автодорогах. Преференции автоперевозчикам могут предоставляться исключительно на основе взаимности и на недискриминационной основе в рамках решений Совместной комиссии. При этом Соглашение не противоречит обязательствам сторон в связи с их участием в Евразийском экономическом союзе и поддерживается рядом ассоциаций российских автоперевозчиков.
Комитет Совета Федерации по экономической политике поддерживает ратификацию Соглашения.
На основании вышеизложенного Комитет Совета Федерации по международным делам рекомендует Совету Федерации Федерального Собрания Российской Федерации одобрить Федеральный закон "О ратификации Соглашения между правительствами государств-членов Шанхайской организации сотрудничества о создании благоприятных условий для международных автомобильных перевозок", принятый Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации 20 ноября 2015 г.
Председатель Комитета |
К.И. Косачев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.