Заключение Комитета Совета Федерации Федерального Собрания РФ по бюджету и финансовым рынкам от 7 декабря 2015 г. N 3.5-04/2169
по Федеральному закону "О бюджете Федерального фонда обязательного медицинского страхования на 2016 год"
Досье на проект федерального закона
Комитет рассмотрел Федеральный закон "О бюджете Федерального фонда обязательного медицинского страхования на 2016 год" (далее - Федеральный закон), принятый Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации 4 декабря 2015 года, и отмечает следующее.
За основу расчета параметров бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования (далее - Фонда) взяты показатели Прогноза социально-экономического развития Российской Федерации до 2018 года:
- фонд заработной платы на 2016 год - 19903,0 млрд. рублей;
- индекс потребительских цен - 106,4%.
Уплата страховых взносов в бюджет Фонда на обязательное медицинское страхование работающего населения осуществляется по тарифу 5,1% с выплат в пользу физических лиц.
Для отдельных категорий плательщиков применяются пониженные тарифы страховых взносов (организации и индивидуальные предприниматели, заключившие с органами управления особыми экономическими зонами соглашения об осуществлении технико-внедренческой деятельности или об осуществлении туристско-рекреационной деятельности; хозяйственные общества, созданные бюджетными научными и образовательными учреждениями; организации, осуществляющие деятельность в области информационных технологий и др.).
Бюджетные ассигнования из федерального бюджета на компенсацию выпадающих доходов бюджету Фонда в связи с применением пониженных тарифов страховых взносов для отдельных категорий плательщиков предусмотрены в 2016 году в объеме 25,4 млрд. рублей (106,3% к уровню предыдущего года).
В 2016 году общий объем доходов бюджета Фонда планируется в сумме 1 661,7 млрд. рублей или (102,6% к уровню 2015 года), в том числе, за счет межбюджетных трансфертов из федерального бюджета - в сумме 25,4 млрд. рублей.
Расходы бюджета Фонда на 2016 год определены в размере 1 688,5 млрд. рублей (101,5% к уровню 2015 года), в том числе, межбюджетные трансферты, передаваемые федеральному бюджету - в сумме 187,9 млрд. рублей и бюджету Фонда социального страхования Российской Федерации - в сумме 18,8 млрд. рублей.
Размер дефицита бюджета Фонда на 2016 год составляет 26,8 млрд. рублей. Сбалансированность бюджета Фонда на 2015 год достигается за счет привлечения переходящих остатков средств бюджета Фонда по состоянию на 1 января 2015 года.
В 2016 году предусматривается передача из бюджета Фонда федеральному бюджету межбюджетных трансфертов в размере 187,9 млрд. рублей.
Размер страховых взносов на обязательное медицинское страхование неработающего населения определен в соответствии с положениями Федерального закона от 30 ноября 2011 года N 354-ФЗ "О размере и порядке расчета тарифа страхового взноса на обязательное медицинское страхование неработающего населения" исходя из тарифа 18 864,6 рубля и численности неработающего населения по состоянию на 1 апреля 2015 года в количестве 85,1 млн. человек. Размер указанного тарифа сохранен на уровне 2015 года.
При рассмотрении проекта данного Федерального закона в первом чтении Счетной палатой Российской Федерации, профильными комитетами Государственной Думы и Совета Федерации были высказаны замечания в части расчета поступлений страховых взносов на обязательное медицинское страхование неработающего населения.
В ходе парламентских слушаний "О прогнозе социально-экономического развития Российской Федерации до 2018 года и параметрах проекта федерального бюджета на 2016 год", проведенных в Совете Федерации 27 октября 2015 года, была подчеркнута необходимость совершенствования системы учета застрахованных по обязательному медицинскому страхованию граждан с целью уточнения расчетов размера страхового взноса за неработающее население в бюджет Фонда субъектами Российской Федерации. Правительству Российской Федерации было рекомендовано принять меры по созданию единой системы индивидуального (персонифицированного) учета физических лиц, объединяющей базы данных Федеральной налоговой службы и Пенсионного фонда Российской Федерации, а также подготовить до конца года предложения по вопросу совершенствования системы учета застрахованных лиц с целью уточнения расчетов размера страхового взноса за неработающее население, уплачиваемого в бюджет Фонда субъектами Российской Федерации.
В настоящее время в Правительстве Российской Федерации разрабатывается законопроект, исключающий военнослужащих и сотрудников "силовых" ведомств из числа застрахованных по обязательному медицинскому страхованию неработающих граждан, что позволит уточнить их численность в регионах и снизить страховой взнос за неработающее население.
Следует также отметить, что на заседании трехсторонней комиссии по вопросам межбюджетных отношений 17 ноября 2015 года было осуществлено распределение дотации на сбалансированность бюджетам субъектов Российской Федерации для частичной компенсации расходов на уплату страховых взносов на обязательное медицинское страхование неработающего населения в объеме 10,0 млрд. рублей.
Расходы бюджета Фонда, также как и в 2015 году, практически в полном объеме направляются на решение основной задачи - обеспечение расходных обязательств субъектов Российской Федерации, возникающих при осуществлении переданных полномочий по организации обязательного медицинского страхования на территориях субъектов Российской Федерации. На указанные цели направляются субвенции из бюджета Фонда в бюджеты территориальных фондов обязательного медицинского страхования в объеме 1 458,6 млрд. рублей. С 2015 года в них включены расходы по оказанию высокотехнологичной медицинской помощи, которая войдет в базовую программу обязательного медицинского страхования.
На предоставление межбюджетных трансфертов федеральному бюджету для финансового обеспечения высокотехнологичной медицинской помощи, не включенной в базовую программу обязательного медицинского страхования, планируется направить в 2016 году 96,7 млрд. рублей (в 2015 году - 82,1 млрд. рублей).
В 2016 году в бюджеты территориальных фондов обязательного медицинского страхования направляются иные межбюджетные трансферты в размере 15,0 млрд. рублей на дополнительное финансовое обеспечение оказания специализированной, в том числе высокотехнологичной, медицинской помощи, включенной в базовую программу обязательного медицинского страхования, федеральными государственными учреждениями, подведомственными Министерству здравоохранения Российской Федерации, Управлению делами Президента российской Федерации, Федеральному медико-биологическому агентству и Федеральному агентству научных организаций.
В 2016 году предусмотрено предоставление межбюджетных трансфертов Фонду социального страхования Российской Федерации на оплату медицинской помощи женщинам в период беременности, родов, в послеродовом периоде, а также диспансерного наблюдения ребенка в течение первого года жизни на уровне 2015 года (без учета уровня инфляции).
Федеральным законом продлевается осуществление единовременных компенсационных выплат в размере 1 млн. рублей медицинским работникам, прибывшим или переехавшим в 2016 году на работу в сельский населенный пункт, либо рабочий поселок, либо поселок городского типа, предусмотрев при этом увеличение возраста до 50 лет и увеличение доли софинансирования указанных выплат из бюджета Фонда до 60 процентов. На указанные цели предусматривается 3,2 млрд. рублей.
Вместе с тем, Счетной палатой Российской Федерации отмечается низкий уровень исполнения указанных расходов: на 1 октября 2015 года - 13,7%, что создает риски неполного освоения данных средств как по итогам 2015 года, так и в 2016 году. По данным Фонда, на 4 декабря текущего года уровень исполнения указанных расходов составил 61%.
В 2016 году будет продолжена работа по реализации Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года N 597 "О мероприятиях по реализации государственной социальной политики", в том числе, в части повышения оплаты труда отдельных категорий медицинских работников. Следует отметить, что в связи с планируемым замедлением роста объема доходов бюджета Фонда в 2016 году (в 2015 году - 5,5%, в 2016 году - 2,6%) возникают риски недостижения целевых значений размера средней заработной платы отдельных категорий медицинских работников, предусмотренных данным Указом.
В 2016 году завершается реализации региональных программ и мероприятий по модернизации здравоохранения в части строительства и ввода в эксплуатацию перинатальных центров. Следует отметить, что Счетной палатой Российской Федерации неоднократно обращалось внимание на низкую степень использования бюджетных ассигнований на реализацию Программы развития перинатальных центров в Российской Федерации, что создает риски неисполнения до конца 2016 года мероприятий по проектированию, строительству и вводу в эксплуатацию перинатальных центров и требует принятия мер по своевременному освоению выделяемых средств и повышение их эффективности.
С учетом изложенного, Комитет считает возможным рекомендовать Совету Федерации Федерального Собрания Российской Федерации одобрить Федеральный закон "О бюджете Федерального фонда обязательного медицинского страхования на 2016 год".
Председатель Комитета |
С.Н. Рябухин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.