Заключение Правового управления Аппарата Совета Федерации Федерального Собрания РФ от 22 ноября 2015 г. N 5.1-2967
на проект федерального закона N 898464-6 "О внесении изменений в часть первую и статьи 342.4 и 342.5 части второй Налогового кодекса Российской Федерации",
принятому Государственной Думой 20 ноября 2015 года
Досье на проект федерального закона
Проект федерального закона N 898464-6 "О внесении изменений в статью 342.4 Налогового кодекса Российской Федерации (в части уточнения порядка расчета базового значения единицы условного топлива)" внесен в Государственную Думу Правительством Российской Федерации 10 октября 2015 года. При рассмотрении законопроекта во втором чтении было изменено его наименование и расширен предмет правового регулирования.
Федеральным законом устраняется несогласованность между определением нового морского месторождения в статье 11.1 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Налоговый кодекс) и нормой пункта 1.2 статьи 35 Закона Российской Федерации "О таможенном тарифе" в части непризнания этим Законом новым морским месторождением углеводородного сырья месторождения на участке недр, расположенного в южной части Охотского моря, которое формально подпадает под действующее определение в Налоговом кодексе.
Федеральным законом установлен новый, пятилетний срок действия соглашений о создании консолидированной группы налогоплательщиков (далее - КГН). Предусмотрено, что в течение всего этого срока выбранные для исчисления налога на прибыль организаций по каждому участнику КГН показатели не подлежат изменению, а реорганизованные организации - участники КГН, соответствующие условиям участия в группе и после реорганизации, включаются в состав КГН в обязательном порядке. Вводится правило, в соответствии с которым участник КГН, соответствующий критериям участия в группе, вправе добровольно прекратить свое участие не ранее чем по истечении пяти налоговых периодов по налогу на прибыль организаций (включая периоды продления срока действия соглашений о КГН). Федеральный закон вводит мораторий на регистрацию новых соглашений о КГН до конца 2017 года, а договоры, зарегистрированные в 2014 году, которые должны вступить в силу с 1 января 2016 года, признаются незарегистрированными.
Федеральный закон увеличивает долю изъятия выручки от реализации полезного ископаемого, получаемой при добыче газа горючего природного (за исключением попутного газа) и (или) газового конденсата, а также вводит в формулу расчета базового значения единицы условного топлива новый коэффициент, характеризующий экспортную доходность единицы условного топлива. Соответственно установлено значение этого коэффициента, которое дифференцировано по категориям налогоплательщиков на период с 1 января 2016 года по 31 декабря 2016 года включительно, и определено в размере 0,7317 для всех налогоплательщиков на период с 1 января 2017 года. Кроме этого, с 10 млн. до 15 млн. тонн увеличен показатель достигнутого объема добычи нефти, установленный в целях применения коэффициента, характеризующего регион добычи и свойства нефти, принимаемого равным 0, в отношении нефти, добываемой на участках недр, расположенных в Каспийском море.
Федеральный закон в целом согласуется с основами налогообложения и сборов в Российской Федерации. Однако формулировка статьи 3 Федерального закона в части признания незарегистрированными договоров о создании консолидированной группы налогоплательщиков, а также изменений в эти договоры, связанных с присоединением к такой группе новых организаций (за исключением случаев реорганизации участников группы), которые зарегистрированы в 2014 году и в соответствии со статьей 8 Федерального закона от 24 ноября 2014 года N 336-ФЗ "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" должны вступить в силу с 1 января 2016 года, не соответствует пункту 2 статьи 5 Налогового кодекса, согласно которому акты законодательства о налогах и сборах, каким-либо образом ухудшающие положение налогоплательщиков, обратной силы не имеют. При этом Федеральным законом не признается утратившей силу статья 8 названного Федерального закона, предусматривающая вступление в силу указанных договоров и изменений в них с 1 января 2016 года, что образует коллизию норм в системе законодательства о налогах и сборах.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Номер названного Федерального закона следует читать как "366-ФЗ"
Статья 4 Федерального закона соответствует положениям пункта 1 статьи 5 Налогового кодекса, согласно которому акты законодательства о налогах вступают в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования и не ранее 1-го числа очередного налогового периода по соответствующему налогу.
Правовые последствия принятия Федерального закона состоят в том, что устраняется несогласованность между нормой, определяющей понятие нового морского месторождения в целях налогообложения и нормой таможенного регулирования, содержащей ссылку на это определение, вследствие чего уточняется получатель таможенной преференции. Предусмотренные Федеральным законом новые условия создания консолидированной группы налогоплательщиков не допускают временного, исключительно в целях минимизации суммы налога на прибыль организаций, включения в КГН и добровольного выхода из группы, а также использования для этого процедур реорганизации юридического лица. За счет изменения формулы расчета базового значения единицы условного топлива федеральный бюджет получит в 2016 году дополнительные доходы от налога на добычу полезных ископаемых. Кроме этого, в формуле будет учитываться доходность экспортных сделок, что актуально для налогоплательщиков, реализующих газ преимущественно на внешних рынках. Однако обращаем внимание на то, что значение этого коэффициента устанавливается непосредственно в Налоговом кодексе и определить, насколько оно экономически обосновано, не представляется возможным.
Согласно методике проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 26 февраля 2010 года N 96, коррупциогенные факторы не выявлены.
Федеральный закон регулирует отношения, отнесенные пунктами "ж" и "з" статьи 71 Конституции Российской Федерации к вопросам ведения Российской Федерации (финансовое регулирование, федеральные налоги).
В соответствии со статьей 106 Конституции Российской Федерации Федеральный закон подлежит обязательному рассмотрению в Совете Федерации, поскольку касается вопросов федеральных налогов. Рассмотрение данного Федерального закона должно быть начато не позднее 5 декабря 2015 года.
Настоящее заключение направляется Председателю Совета Федерации B.И. Матвиенко, заместителю Председателя Совета Федерации Е.В. Бушмину, председателю Комитета Совета Федерации по бюджету и финансовым рынкам C.Н. Рябухину, председателю Комитета Совета Федерации по экономической политике Ю.В. Неёлову, полномочному представителю Президента Российской Федерации в Совете Федерации А.А. Муравьёву и полномочному представителю Правительства Российской Федерации в Совете Федерации А.В. Яцкину.
Заместитель Руководителя |
Ю.А. Шрандин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.