Заключение Комитета Совета Федерации Федерального Собрания РФ по бюджету и финансовым рынкам от 24 ноября 2015 г. N 3.5-03/2009
на Федеральный закон "О внесении изменений в часть первую и статьи 342.4 и 342.5 части второй Налогового кодекса Российской Федерации"
Досье на проект федерального закона
Рассмотрев Федеральный закон "О внесении изменений в часть первую и статьи 342.4 и 342.5 части второй Налогового кодекса Российской Федерации" (далее - Закон), принятый Государственной Думой 20 ноября 2015 года, Комитет отмечает следующее.
Проект Закона был внесен Правительством Российской Федерации в целях увеличения доходов бюджетной системы Российской Федерации.
Для реализации этой цели Законом вносятся изменения в статью 342.4 главы 26 части второй Налогового кодекса Российской Федерации, уточняющие формулу расчета базового значения единицы условного топлива (Еут) при добыче газа горючего природного (за исключением попутного газа) и газового конденсата.
Закон устанавливает дополнительный коэффициент, характеризующий экспортную доходность единицы условного топлива (Кrn) и увеличивает формульный коэффициент при расчете базового значения единицы условного топлива (Еут) со значения 0,15 до 0,2051. Коэффициент (Кrn) устанавливается равным 1 для налогоплательщиков, являющихся собственниками Единой системы газоснабжения (далее - ЕСГ) и 0,7317 - для всех остальных налогоплательщиков на период с 1 января по 31 декабря 2016 года. На период с 1 января 2017 года коэффициент (Кrn) принимается равным 0,7317 для всех категорий налогоплательщиков.
С учетом девальвации рубля, вносимые изменения позволят изъять дополнительные доходы у экспортеров природного газа в бюджетную систему Российской Федерации в объеме около 100 млрд. рублей.
Комитет обращает внимание, что реализация положений Федерального закона от 24 ноября 2014 г. N 366-ФЗ "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (т.н. "налоговый маневр") позволила в 2015 году получить дополнительные доходы федерального бюджета от увеличения ставок налога на добычу полезных ископаемых (далее - НДПИ).
Одновременно с этим, в субъектах, ориентированных на добычу углеводородного сырья поступление в бюджеты субъектов от налога на прибыль в значительной мере снизились. Учитывая тот факт, что в 2016 году действующим законодательством предусмотрено дальнейшее увеличение ставок НДПИ на нефть (с 766 рублей до 857 рублей за 1 тонну), Комитет считает, что выпадающие доходы от проведения "налогового маневра" должны быть компенсированы бюджетам субъектов Российской Федерации за счет получения дополнительных доходов федерального бюджета от увеличения ставок НДПИ.
Кроме этого, Законом вносятся изменения в статью 342.5, уточняющие действие коэффициента, характеризующего регион добычи и свойства нефти, равного 0 в отношении участков недр, расположенных полностью или частично в Каспийском море.
При рассмотрении законопроекта в Государственной Думе во втором чтении в него были внесены поправки Правительства Российской Федерации, касающиеся консолидированных групп налогоплательщиков (далее - КГН).
В соответствии с этими поправками продлевается мораторий на создание новых КГН до 1 января 2019 года. При этом в 2016-2017 годах новые договоры о создании КГН, включая изменения в действующие договоры, связанные с присоединением к такой группе новых организаций (за исключением случаев реорганизации участников группы), не подлежат регистрации налоговыми органами, а зарегистрированные в 2014-2015 годах договоры считаются незарегистрированными (статья 3 Закона).
Теперь КГН будут создаваться не на два, а на пять налоговых периодов по налогу на прибыль организаций, и, соответственно, участник КГН сможет прекратить свое участие в группе не ранее чем по истечении пяти налоговых периодов с момента присоединения к группе. Данные нормы применяются к договорам о создании КГН, зарегистрированным начиная с 1 января 2018 года (статьи 25.2 - 25.5 части первой Налогового кодекса Российской Федерации).
Уточняется положение о том, что показатели, необходимые для определения налоговой базы и уплаты налога на прибыль по каждому участнику КГН не подлежат изменению в течение всего срока действия договора о создании КГН (статья 25.3). В случае реорганизации участников КГН они в обязательном порядке должны включаться в состав группы (статья 25.4). Указанные нормы будут противодействовать применению схем, направленных на занижение налоговой базы по налогу на прибыль.
Коррупциогенных факторов в Законе не выявлено.
Учитывая вышеизложенное, Комитет считает целесообразным рекомендовать Совету Федерации одобрить Федеральный закон "О внесении изменений в часть первую и статьи 342.4 и 342.5 части второй Налогового кодекса Российской Федерации".
Председатель Комитета |
С.Н. Рябухин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.