Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 1157347-6 "О внесении изменений в статью 16 Федерального закона "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции"
Досье на проект федерального закона
Проект Федерального закона "О внесении изменений в статью 16 Федерального закона "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" разработан и внесен в целях обеспечения государственной защиты прав граждан страны на образование, охрану здоровья, право на участие в культурной жизни и пользование учреждениями культуры от отрицательных последствий введения в действие с 1 марта 2017 года "обновленной" статьи 16 Федерального закона от 3.07.2016 года N 261-ФЗ ""О внесении изменений в Федеральный закон "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции".
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца и далее по тексту допущена опечатка. Имеется в виду "статья 16 Федерального закона от 22 ноября 1995 г. N 171-ФЗ в редакции Федерального закона от 3 июля 2016 г. N 261-ФЗ"
В соответствии с новой редакцией подпункта 1 пункта 2 статьи 16 Федерального закона от 3.07.2016 г. N 261-ФЗ запрещается розничная продажа алкогольной продукции и розничная продажа алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания, расположенных в зданиях, строениях, сооружениях и помещениях (далее - объектах недвижимости) детских садов и яслей, школ, колледжей, институтов и университетов, медицинских организаций, организаций, находящихся в их владении и пользовании.
Данное нововведение означает, что собственники объектов недвижимости, а также руководители образовательных, медицинских организаций, организаций культуры и организаций, имеющих зарегистрированные в установленном порядке спортивные сооружения, будут иметь с 1.03.2017 года право на предоставление их в аренду, оперативное управление, хозяйственное ведение организациям, осуществляющим розничную продажу алкогольной продукции и розничную продажу алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания, то есть под размещение магазина по продаже алкогольной продукции либо ресторана, кафе, бара и т.д., при соблюдении требования, по которому отдельный вход в эти объекты будет находиться на расстоянии более 50 метров от входа в образовательные, медицинские организации и организаций культуры.
Данным законопроектом предлагается восстановить и упорядочить правовые нормы, обеспечивающие защиту граждан страны при их обучении в образовательных организациях, лечении в медицинских организациях, посещении организаций культуры от лицезрения неадекватных действий потребителей алкогольной продукции в торговых магазинах и организациях общественного питания, имеющих лицензии на розничную продажу алкогольной продукции.
Проектом предлагается внести следующие изменения в статью 16 Федерального закона N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции":
1) в подпунктах 1 и 10 пункта 2 статьи 16:
- расширяются виды распоряжения и управления собственностью - объектами недвижимости образовательных, медицинских организаций и организаций культуры с видов "находящихся во владении и пользовании" на "находящихся в собственности, во владении, пользовании, оперативном управлении, хозяйственном ведении и на правах аренды", тем самым расширяя действие нормы о запрете на розничную продажу алкогольной продукции на объектах недвижимости, в которых находятся образовательные, медицинские организациям и организации культуры на основании договоров аренды, договоров оперативного управления и договоров хозяйственного ведения;
- уточняется перечень видов образовательных организаций, в связи с тем, что краткий термин "образовательных организаций", закрепленный в подпункте 2 пункта 1 статьи 16 Федеральном закона от 3.07.2016 года, оставляет за пределами действия нормы о запрете розничной продажи алкогольной продукции организации дополнительного образования для детей (детские музыкальные, художественные, спортивные и другие школы и училища).
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Вместо слов "подпункте 2 пункта 1 статьи 16" следует читать "подпункте 1 пункта 2 статьи 16"
- предлагается ввести норму о запрете руководителям образовательных, медицинских организаций и организаций культуры (кроме автономных некоммерческих организаций, осуществляющих свою деятельность в сфере образования, здравоохранения, культуры, спорта и физической культуры) заключать договора аренды (включая договора субаренды), договора хозяйственного ведения и оперативного управления с торговыми организациями и организациями общественного питания, осуществляющими розничную продажу алкогольной продукции о предоставлении им помещений и части прилегающих к ним территорий для ведения своей деятельности на объектах недвижимости образовательных, медицинских организаций и организаций в области культуры.
В целях обеспечения государственного, муниципального и общественного контроля по вопросу размещения организаций, осуществляющих розничную продажу алкогольной продукции в зданиях, строениях и сооружениях, в которых находятся образовательные, медицинские организации и организации культуры, законопроектом предлагается в статью 16 Федерального закона от 22.11.1995 года N 171-ФЗ внести изменения, устанавливающие в пунктах 3, 8 и 11 требования об обязательном проведении общественных слушаний:
- при принятии решения о размещении на объектах недвижимости, в которых находятся образовательные, медицинские организации, организации культуры, объектов торговых организаций, осуществляющих розничную продажу алкогольной продукции или объектов организаций, общественного питания, осуществляющих розничную продажу алкогольной продукции при оказании услуг в сфере общественного питания - при определении границ территорий, прилегающих к указанным объектам недвижимости, в которых запрещена розничная продажа алкогольной продукции торговыми организациями и организациями общественного питания, имеющими лицензию на розничную продажу алкогольной продукции.
Следует отметить, что по поправкам, внесенным ко второму чтению законопроекта N 613394-5 "О внесении изменений в статью 16 Федерального закона "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" и отдельные законодательные акты Российской Федерации", содержащим новые статьи и нормы с совершенно новой концепцией, особенно по статье 16 Федерального закона от 22.11.1995 г. N 171-ФЗ, антикоррупционная экспертиза не была проведена. Минздрав и Минобрнауки России данные поправки к этому законопроекту не получали, свои замечания по поправкам к статье 16 о запрете, а точнее о "разрешении" продажи алкогольной продукции в образовательных, медицинских организациях, организациях культуры с учетом принципа "что не запрещено, то разрешено", естественно, представить не могли.
В заключении Комитета Совета Федерации по экономической политике от 28.06.2016 года по данному законопроекту N 613394-5 указано, что законопроект соответствует проводимой государственной политике, направленной на снижение административных барьеров в экономике, развитие предпринимательства и конкуренции. Действительно, инициаторы законопроекта успешно провели через законодательные процедуры данный закон по снятию административных барьеров в отношении запрета на продажу алкогольной продукции в зданиях, строениях, сооружениях и помещениях, в которых находятся детские организации, школы, колледжи, институты, поликлиники, больницы, музеи, библиотеки и другие образовательные, медицинские организации и организации культуры, в очередной раз продемонстрировав приоритет интересов бизнеса над моральными и нравственными принципами воспитания подрастающего поколения и охраны здоровья граждан страны.
Изложенная информация в сфере регулирования оборота алкогольной продукции и её продажи показывает наличие проблем в обеспечении единой государственной политики в сфере защиты конституционных прав граждан всех возрастов на образование, охрану здоровья, доступ к культурному достоянию страны, когда Федеральным законом от 3.07.2016 г. N 261-ФЗ отменяются нормы, обеспечивающие полную защиту детей, обучающихся в детских садах, школах и институтах от продажи алкогольной продукции в образовательных, медицинских организациях и от пагубных последствий алкоголизации населения страны, а другим законопроектом N 1122377-6 "О внесении изменений в статью 20 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (в части оказания медицинской помощи несовершеннолетним, страдающим детским алкоголизмом), внесенным Госсобранием - Курултаем Республики Башкортостан, призывают бороться с усиливающимся алкоголизмом среди несовершеннолетних на государственном уровне вместе с родителями и представителями детей, страдающих детским алкоголизмом, предлагая узаконить их лечение в наркологических медицинских организациях в целях их адаптации в обществе и предупреждения антиобщественного поведения.
Данным законопроектом предлагается восстановить и урегулировать вопросы по защите конституционных прав граждан, в том числе несовершеннолетних детей, на образование, охрану здоровья и по обеспечению условий для воспитания молодого поколения патриотами России.
Финансово-экономическое обоснование
проекта Федерального закона "О внесении изменений в статью 16 Федерального закона "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции"
Принятие данного федерального закона не потребует в 2017 году выделения дополнительных расходов из федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации, а также из бюджетов муниципальных органов местного самоуправления.
Перечень
актов федерального законодательства, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению, дополнению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в статью 16 Федерального закона "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции"
В целях реализации данного федерального закона Правительству Российской Федерации необходимо будет принять соответствующие нормативно - правовые акты, для регулирования правоотношений в сфере обеспечения запрета розничной продажи алкогольной продукции в образовательных, медицинских организациях, а также в организациях в области культуры, предусмотренные в пункте 2 статьи 1 настоящего Федерального закона.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.