Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 1157630-6 "О ратификации Протокола о внесении изменений в приложение к Соглашению между Правительством Российской Федерации и Правительством Королевства Норвегия об упрощении порядка взаимных поездок жителей приграничных территорий Российской Федерации и Королевства Норвегия от 2 ноября 2010 г."
Досье на проект федерального закона
Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Королевства Норвегия об упрощении порядка взаимных поездок жителей приграничных территорий Российской Федерации и Королевства Норвегия подписано в г. Осло 2 ноября 2010 г.
Ключевым в Соглашении является положение, согласно которому взаимные поездки жителей приграничных территорий России и Норвегии осуществляются на основании действительного загранпаспорта (за исключением дипломатического, служебного паспорта и паспорта моряка) и разрешения на местное приграничное передвижение, выдаваемого консульскими учреждениями государств сторон в упрощенном порядке. Для его получения заявитель должен представить обоснование необходимости регулярного посещения приграничной территории государства другой стороны (родственные связи, экономические, культурные или иные причины). Предусмотренных законодательствами России и Норвегии при обращении за визой приглашений в данном случае не требуется.
Соглашение применяется в отношении граждан Российской Федерации и Королевства Норвегия, а также иностранных граждан, которые на законных основаниях проживают на приграничной территории Российской Федерации или Королевства Норвегия не менее трех последних лет (в отношении членов семей таких лиц "ценз оседлости" не действует). Для целей Соглашения под приграничной территорией Российской Федерации понимаются части территорий муниципальных образований Никель, Печенга, расположенные на удалении до 30 км от российско-норвежской границы, а также территории муниципальных образований Заполярный и Корзуново. В свою очередь в состав приграничной территории Королевства Норвегия вошла территория муниципального образования Сер-Варангер, находящаяся на удалении до 30 км от норвежско-российской границы. Проведенная таким образом разграничительная линия прошла через норвежский поселок Нейден, разделив его жителей на тех, кто может пользоваться режимом местного приграничного передвижения и тех, кто таким правом не обладает.
Протокол о внесении изменений в приложение к Соглашению между Правительством Российской Федерации и Правительством Королевства Норвегия об упрощении порядка взаимных поездок жителей приграничных территорий Российской Федерации и Королевства Норвегия от 2 ноября 2010 г., подписанный в г. Москве 20 января 2016 г., предполагает распространение действия Соглашения на часть территории поселка Нейден, выходящую за пределы 30-километровой приграничной зоны Норвегии. После вступления Протокола в силу жители этой части поселка (30 человек) смогут оформлять разрешения на местное приграничное передвижение. В свою очередь жители российской приграничной территории получат возможность посещать указанную часть поселка Нейден и расположенный там памятник советским воинам-освободителям.
Протокол содержит правила иные, чем предусмотренные законодательством, в частности, Федеральным законом "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию" от 15 августа 1996 г. N 114-ФЗ, Федеральным законом "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" от 25 июля 2002 г. N 115-ФЗ, Законом Российской Федерации "О Государственной границе Российской Федерации" от 1 апреля 1993 г. N 4730-1, в том, что касается установления:
- упрощенного порядка оформления виз (на основании заявлений о выдаче разрешений на местное приграничное передвижение без предъявления предусмотренных законодательством сторон приглашений) жителям приграничных территорий;
- возможности оформления многократных виз сроком действия 3 года;
- возможности находиться на приграничной территории по многократной визе непрерывно 15 дней без ограничения общего срока пребывания в течение года;
- возможности посещения пограничной зоны без оформления предусмотренных российским законодательством для этих лиц специальных разрешений.
Таким образом, Протокол подлежит ратификации в соответствии с подпунктом "а" пункта 1 статьи 15 Федерального закона "О международных договорах Российской Федерации".
Реализация положений Протокола не повлечет за собой дополнительных расходов из федерального бюджета, а также не приведет к снижению доходов федерального бюджета.
Проекты постановления Правительства Российской Федерации и федерального закона о ратификации Протокола не противоречат Договору о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 г., а также иным международным договорам Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.