Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 1162108-6 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации"
Досье на проект федерального закона
Законопроект направлен на обеспечение достойной заработной платы педагогических работников. Его нормы во многом совпадают с положениями Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года N 597, но при этом имеются существенные различия.
Указ Президента России устанавливает минимально допустимые соотношения средней заработной платы педагогических работников и средней заработной платы в соответствующих субъекта Российской Федерации. Законопроектом предлагается установить такие соотношения между размером средней тарифной ставки (оклада) педагогического работника и размером средней заработной платы в регионе, а также средней заработной платы в Российской Федерации.
Дело в том, что размер средней заработной платы определяется вне зависимости от того, работает ли педагог в течение нормы рабочего времени или же сверх этой нормы. Поэтому во многих регионах и образовательных организациях соблюдение требований Указа Президента России относительно размера средней заработной платы школьных учителей и других педагогов стали реализовывать не посредством повышения их оплаты труда, а путем повышения их трудовой нагрузки. Законопроект направлен на пресечение этой порочной практики.
Законопроект устанавливает, что размер средней тарифной ставки заработной платы педагогических работников государственных и муниципальных образовательных учреждений должен:
1) для воспитателей дошкольных образовательных учреждений, учителей и других педагогических работников, не указанных в пунктах 2 и 3, превышать размер средний заработной платы в соответствующем субъекте Российской Федерации и быть не меньше, чем размер средней заработной платы в целом по Российской Федерации;
2) для мастеров производственного обучения и педагогических работников из числа преподавательского состава государственных и муниципальных профессиональных образовательных учреждений не менее чем в полтора раза превышать размер средней заработной платы в соответствующем субъекте Российской Федерации и быть не меньше полуторного размера средней заработной платы в целом по Российской Федерации;
3) для педагогических работников из числа профессорско-преподавательского состава государственных и муниципальных образовательных учреждений, реализующих основные и (или) дополнительные образовательные программы высшего образования, не менее чем в два раза превышать размер средней заработной платы в соответствующем субъекте Российской Федерации и быть не меньше двукратного размера средней заработной платы в целом по Российской Федерации.
Таким образом, законопроект устанавливает более высокие гарантии заработной платы педагогических работников профессиональных образовательных организаций - в полтора раза выше, чем положения Указа Президента России.
Кроме того, законопроект снижает неравенство заработных плат педагогических работников в зависимости от региона, устанавливая, что размер средней ставки их заработной платы не может быть ниже размера средней заработной платы по стране, в профессиональном образовании - полуторного размера, в высшем образовании - двойного размера.
Законопроектом также устанавливается норма учебной (преподавательской) нагрузки педагогических работников за ставку заработной платы. В дошкольном (учителя иностранных языков) и общем образовании такая норма составляет 18 часов в неделю как при реализации основных, так и при реализации дополнительных образовательных программ. В профессиональном и высшем образовании - 720 часов год, при реализации как основных, так и дополнительных образовательных программ.
Законопроект устанавливает размеры следующих надбавок к ставке (окладу) педагогических работников:
- за классное руководство и кураторство студенческих групп в размере 3000 рублей;
- за ученую степень доктора наук - 15 000 рублей;
- за ученую степень кандидата наук - 8 000 рублей.
Финансово-экономическое обоснование
проекта федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации"
Оценка расходов федерального и консолидированного бюджетов по уровням (ступеням) образования
1. Дошкольное образование
Положение законопроекта, согласно которому средняя заработная плата педагогических работников дошкольного образования не может быть ниже средней заработной платы в соответствующем субъекте Российской Федерации полностью соответствует абзацу 4 подпункта "а" пункта 1 Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года N 597 о доведении к 2013 году средней заработной платы педагогических работников дошкольных образовательных учреждений до средней заработной платы в сфере общего образования, которая в соответствии с абзацем 3 указанного подпункта не может быть меньше средней заработной платы в соответствующем регионе.
2. Общее образование
Положения законопроекта о средней заработной плате педагогических работников общеобразовательных учреждений полностью соответствуют положениям абзаца 3 подпункта "а" пункта 1 Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года N 597, предусматривающего доведение в 2012 году средней заработной платы педагогических работников общеобразовательных учреждений до средней заработной платы в соответствующем регионе Российской Федерации.
Законопроектом с 1 января 2018 года устанавливается доплата за классное руководство 3000 рублей в месяц.
Исходя из средней наполняемости классов 18 человек, по данным Росстата за 2009-2010 учебный год, можно оценить число классов в общеобразовательных учреждениях в России 14299000*/18 ~ 794 000.
Расходы из консолидированного бюджета составят, начиная с 2018 года 794 000 x 3000 x 12 = 28 млрд. 584 млн. рублей.
3. Профессиональное образование
Расходы на повышение заработной платы педагогическим работникам профессионального образования, включая мастеров производственного обучения.
В соответствии с абзацем 5 подпункта "а" пункта 1 Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года средняя заработная плата педагогических работников образовательных учреждений среднего профессионального образования к 2018 году должна быть доведена до средней заработной платы в соответствующем регионе Российской Федерации.
Согласно положениям законопроекта, с этого же времени указанная средняя заработная плата должна быть больше полуторного размера средней заработной платы в соответствующем регионе.
Таким образом, расходы из консолидированного бюджета на заработную плату педагогических работников образовательных учреждений среднего профессионального образования, включая мастеров производственного обучения, увеличатся, начиная с 2018 года в полтора раза.
4. Высшее образование
Согласно законопроекту, средняя ставка педагогического работника государственного вуза с 1 января 2018 года должна составлять не менее двух размеров средней заработной платы в соответствующих регионах Российской Федерации, что полностью соответствует абзацу 6 подпункта "а" пункта 1 Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года N 597.
Расходы на надбавки за ученые степени.
С 1 сентября 2013 года надбавки за ученые степени были включены в оклады педагогических работников.
Законопроектом устанавливаются надбавки за ученые степени:
15000 рублей - для докторов наук;
8000 рублей - для кандидатов наук.
В соответствии с Российским статистическим ежегодником за 2015 год в 2014-2015 учебном году в государственных и муниципальных высших учебных заведениях работали:
39400 докторов наук;
152800 кандидатов наук.
Таким образом, затраты на надбавки за ученые степени будут составлять на финансовый год
(39400 x 15000 руб. + 152800 x 8000 руб.) х 12 = 21 760 800 тысяч руб.
_____________________________
* Численность учащихся в общеобразовательных учреждениях в 2014-2015 учебном году.
Перечень
актов федерального законодательства, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации""
Принятие федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" не потребует признания утратившими силу, приостановления изменения или принятия актов федерального законодательства.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.