Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 1172516-6 "О внесении изменений в Федеральный закон "О введении в действие части третьей Гражданского кодекса Российской Федерации" в части регулирования особенностей применения раздела V Гражданского кодекса Российской Федерации к отношениям по наследованию на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя"
Досье на проект федерального закона
Проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О введении в действие части третьей Гражданского кодекса Российской Федерации" в части регулирования особенностей применения части третьей Гражданского кодекса Российской Федерации к отношениям по наследованию на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя" (далее - законопроект) разработан во исполнение пункта 1 поручения Заместителя Председателя Правительства Российской Федерации Д.Н. Козака от 11 декабря 2015 г. N ДК-П4-8437.
Необходимость принятия законопроекта вызвана имеющимися различиями в правовом регулировании отношений по наследованию между законодательством Российской Федерации и Украины.
Правоприменительная практика свидетельствует о том, что у граждан, проживающих на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя, возникают проблемы в части определения права, применимого к отношениям по наследованию.
Концепция законопроекта основана на принципах поддержания стабильности и предсказуемости регулирования гражданского оборота, приоритета воли наследодателя.
В целях соблюдения указанных принципов законопроектом предлагается установить в качестве общего правила, что положения раздела V Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК) применяются к отношениям по наследованию на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя, если наследство открылось 18 марта 2014 г. и позднее. В случае открытия наследства до 18 марта 2014 г. к названным отношениям применяется законодательство, действовавшее на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя до 18 марта 2014 г.
При этом законопроектом устанавливаются специальные правила наследования для тех случаев, когда применение общего правила не позволяет в полной мере обеспечить права наследников и гарантировать соблюдение воли наследодателя.
Законодательством Украины была предусмотрена возможность составления совместных завещаний супругов, что не допускается законодательством Российской Федерации.
В целях сохранения правового регулирования совместных завещаний, обеспечения предсказуемости правовых последствий юридически значимых действий законопроектом закрепляются особенности наследования по совместному завещанию супругов, аналогичные установленным в законодательстве Украины.
Устанавливается, что после смерти одного из супругов, составивших совместное завещание, доля в праве общей совместной собственности на имущество, нажитое супругами во время брака, переходит пережившему супругу. После смерти пережившего супруга право наследования имеют лица, определенные супругами в совместном завещании. При жизни супругов каждый из них имеет право отменить совместное завещание. Совместное завещание супругов утрачивает силу при расторжении брака.
В соответствии с пунктом 1 статьи 1130 ГК завещатель вправе отменить или изменить составленное им завещание в любое время после его совершения, не указывая при этом причины его отмены или изменения. Для отмены или изменения завещания не требуется чье-либо согласие, в том числе лиц, назначенных наследниками в отменяемом или изменяемом завещании.
Применение указанного правила к совместным завещаниям супругов противоречило бы существу совместного завещания и не позволяло бы гарантировать соблюдение воли наследодателя.
В связи с этим законопроектом уточняется, что совместное завещание супругов не может быть отменено или изменено после смерти одного из супругов. Завещание пережившего супруга, составленное после смерти другого супруга, действует в части, не противоречащей совместному завещанию.
Наряду с этим в законодательстве Российской Федерации установлен частично иной по сравнению с законодательством Украины порядок расчета обязательной доли в зависимости от даты совершения завещания.
В целях исключения применения правил законодательства РСФСР к отношениям по наследованию в Крыму, если наследство открылось после 18 марта 2014 г., а завещание составлено до 1 марта 2002 г., статью 8 Федерального закона "О введении в действие части третьей Гражданского кодекса Российской Федерации" (далее - Федеральный закон) предлагается дополнить положением, в соответствии с которым правила о размере обязательной доли в наследстве, установленные частью третьей ГК, применяются к завещаниям, совершенным по законодательству, действовавшему на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя до 18 марта 2014 г., независимо от даты совершения завещания.
Ранее на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя в соответствии с законодательством, действовавшим до 18 марта 2014 г., лица, проживавшие с наследодателем одной семьей не менее пяти лет до открытия наследства, на основании решения суда, подтверждающего факт проживания одной семьей, могли быть признаны наследниками четвертой очереди по закону.
Под такими лицами в судебной практике Украины понимались разнополые сожители - мужчина и женщина, проживающие одной семьей без регистрации брака, при этом не состоящие в браке с другими лицами, а также иные лица, связанные семейными правами и обязанностями и общим бытом, например, отчим, мачеха, пасынок, падчерица, лица, взявшие ребенка на воспитание как члена семьи, кроме детей, устроенных в приемные семьи или детские дома семейного типа.
Законопроект исходит из того, что если добросовестный гражданин основывает свое поведение на законе, в силу которого он может быть призван к наследованию, необходимо обеспечить его право наследования.
В связи с этим законопроектом гарантируется право наследования лиц, проживающих более пяти лет одной семьей с наследодателем, если наследство открылось не только до 18 марта 2014 г., но и в течение последующих пяти лет.
Однако с целью недопущения ограничения прав лиц, относящихся к наследникам четвертой очереди по праву Российской Федерации, законопроектом предусматривается, что граждане, относящиеся к наследникам четвертой очереди по закону в соответствии с законодательством, действовавшим на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя до 18 марта 2014 г., если обстоятельства, влекущие призвание их к наследованию в соответствии с указанным законодательством, подтверждены судом в порядке, предусмотренном гражданским процессуальным законодательством, могут быть призваны к наследованию, если нет наследников первой, второй, третьей, четвертой очереди в соответствии с законодательством Российской Федерации, но до наследников пятой очереди и наследство открылось в течение пяти лет после 18 марта 2014 г.
В целях недопущения ухудшения положения наследников по сравнению с ранее действовавшим на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя законодательством в части 4 статьи 11 Федерального закона законопроектом устанавливается, что при открытии наследства на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя в течение пяти лет после 18 марта 2014 г. лицо, являющееся наследником по закону последующих очередей, может наследовать по закону вместе и наравне с наследниками той очереди, которая призывается к наследованию, если судом в порядке, предусмотренном гражданским процессуальным законодательством, установлено, что такое лицо в течение длительного времени заботилось, материально обеспечивало, оказывало другую помощь наследодателю, который вследствие преклонного возраста, тяжелой болезни или увечья был в беспомощном состоянии.
Между законодательством Российской Федерации и законодательством, применявшимся на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя до 18 марта 2014 г., также имеются различия в части порядка наследования выморочного имущества.
В связи с этим в части 5 статьи 11 Федерального закона законопроектом устанавливается, что наследование выморочного имущества на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации вне зависимости от момента открытия наследства.
Законопроект соответствует Договору о Евразийском экономическом союзе (подписан в г. Астане 29 мая 2014 г.), а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.