Письмо Торгово-промышленной палаты РФ от 2 ноября 2015 г. N 01в/0463
Направляем замечания и предложения ТПП РФ по проекту федерального бюджета на 2016 год (к первому чтению).
Приложение: на 4 л.
Вице-президент |
Д.Н. Курочкин |
Предложения и замечания
ТОП РФ по проекту федерального бюджета на 2016 год (к первому чтению)
ТПП РФ, рассмотрев проект федерального бюджета на 2016 год и сопроводительные материалы к нему, отмечает следующее.
Помимо замечаний, носящих общий макроэкономический характер, Палата выделяет следующие основные направления по возможной доработке ко второму чтению проекта федерального бюджета.
1. В период текущего экономического кризиса Правительство РФ принимает решения, направленные на сокращение финансирования отраслей социальной сферы и социальных обязательств, "заморозку" пенсионных накоплений, отказ от индексации заработной платы работников, индексацию ниже инфляции за 2015 год страховой пенсии и компенсационной выплаты для неработающих пенсионеров и отмену индексации для работающих пенсионеров.
Практика показывает, что такие меры снижают жизненный уровень населения и достигнутые в предыдущие годы показатели за счет реализации национальных проектов в области демографии, здравоохранения, не поддерживают внутренний покупательский спрос и, в то же время, не помогают заметно сдерживать инфляцию. Целесообразно предусмотреть меры по поддержке отечественной экономики, в том числе за счет повышения доходов населения и соответственно покупательского спроса.
1.1. В развитых зарубежных странах уровень потребительского спроса выступает ключевым фактором поддержания экономического роста. В 2014 г. и 2015 г. в России потребительский спрос резко начал сокращаться за счет резкого замедления реальных располагаемых доходов населения (0,3% против 3,2% в 2013 году), роста нормы сбережений населения (во II квартале 2014 г. увеличилась по сравнению с I кварталом с 6 до 8,9%), снижения оборота розничной торговли (с 3,6 в 2013 г. до 1,9% в 2014 г.), существенного замедления потребительского кредита, долговой нагрузки населения и нефинансового сектора, роста инфляции (с 6,5% в начале 2014 г. до 10,3% в августе), а также заметного ослабления курса рубля.
Вместе с тем в проекте бюджета и сопутствующих материалах наблюдается весьма "сдержанная" динамика роста показателей уровня жизни в Российской Федерации.
2. Проект федерального бюджета не предусматривает индексации размера пособия по безработице, который остается в том же размере с 2009 года (минимальный размер 850 руб. и максимальный размер 4900 руб.).
Низкий размер пособия и отказ от запланированного ранее порядка его предоставления нарушает права работников на компенсацию утраченного заработка в случае потери работы, не стимулирует безработных граждан обращаться в службу занятости, что искажает ситуацию на рынке труда, затрудняет для работодателей принятие решений о высвобождении работников в период экономического кризиса.
Полагаем целесообразным предусмотреть в 2016 году меры, направленные на совершенствование порядка выплаты пособия по безработице, т.к. предложения по совершенствованию порядка, обсуждавшиеся социальными партнерами, не предполагали существенного увеличения расходов бюджета на эти цели за счет перераспределения средств в связи с изменением механизма выплат.
3. Проект федерального бюджета подготовлен с учетом установленного с 2015 года тарифа страховых взносов на обязательное медицинское страхование (ОМС) работающего населения в размере 5,1% без ограничения предельной величиной базы для начисления страховых взносов. Это, на наш взгляд, увеличит доходы бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования в 2016 году на 194 800,0 млн. рублей.
3.1. Одновременно проектом бюджета предусмотрены межбюджетные трансферты, передаваемые федеральному бюджету из бюджета ФОМС в 2016 году:
в виде дотации на сбалансированность федерального бюджета в сумме 91,2 млрд. рублей;
на финансовое обеспечение высокотехнологичной медицинской помощи в виде иных межбюджетных трансфертов в сумме 96,7 млрд. рублей.
Эти средства предназначены на покрытие статей расходов федерального бюджета, которые ранее покрывались за счет средств самого федерального бюджета. Так, за счет этих трансфертов предусмотрена оплата:
оказания В МП (не входящей в базовую программу ОМС); закупки лекарственных препаратов; приобретения транспортных средств для санитарной авиации и оказания скорой медицинской помощи, профилактики и лечения ВИЧ, СПИД. Положение с заболеваемостью ВИЧ/СПИД в России очень серьезное, этой проблемой надо заниматься. Вместе с тем, возникает вопрос, почему на фоне уменьшения объемов государственного финансирования здравоохранения в целом в дополнительном финансировании нуждаются только эти больные, а, например, ничего не сказано о необходимости выделения дополнительных средств на развитие производственной и школьной медицины для сохранения здоровья граждан трудоспособного возраста, детей и подростков.
Кроме того, наличие подобных трансфертов означает, что, во-первых, средства ФОМС (т.е. средства работодателей и регионов) расходуются не на базовую программу ОМС, а на отдельные целевые программы и инвестиции. А, во-вторых, одним категориям больных объемы помощи увеличиваются за счет сокращения объемов помощи другим категориям пациентов в ситуации дефицита финансирования.
Полагаем, что направление средств взносов на ОМС работающего населения на обеспечение сбалансированности федерального бюджета не соответствуют целям, указанным в определении понятия "обязательного социального страхования" (часть 2 статьи 1 Федерального закона от 16.07.1999 г. N 165-ФЗ).
3.2. При этом в соответствии с проектом бюджета ФОМС на 2016 год предусмотрены расходы средств ОМС, которые представляются нецелевыми и неоправданными в условиях недофинансирования здравоохранения:
- на осуществление единовременных компенсационных выплат в размере 1 млн. руб. медицинским работникам, переехавшим в 2016 году на работу в сельскую местность. В 2016 году предлагается увеличить возрастной критерий таких медицинских работников до 50 лет и долю софинансирования указанных выплат из бюджета ФОМС до 60 процентов.
Полагаем, программа "Земский доктор" малоэффективна, поскольку ее исполнение в 2013 г. составило 74%, в 2014 г. - оценочно 50%.
- на приобретение жилья для работников фонда (раздел "Социальная политика", статья "Единовременная социальная выплата для приобретения или строительства жилого помещения..") в размере 54 млн. руб.
3.3. В 2016 году планируется превышение расходов бюджета Фонда над доходами в размере 26,8 млрд. рублей, законопроектом предусматриваются источники внутреннего финансирования дефицита бюджета.
Покрытие дефицита бюджета ФОМС в размере 26,8 млрд руб. за счет внутренних источников (переходящих остатков на счетах ФОМС) представляется неоправданным, т.к. по факту это средства, недоплаченные за медицинскую помощь в 2015 г. (преимущественно за декабрь предшествующего года). Ранее эта помощь оплачивалась за счет остатков средств на счетах ТФОМС. Однако, согласно Федеральному закону N 311-ФЗ от 22 октября 2014 г., в Бюджетный кодекс внесены изменения, которые требуют перечисления остатков средств на конец года из ТФОМС в доход ФОМС. Затем эти средства направляются на оплату медицинской помощи уже за 2016 г. Все это наращивает дефицит реализации программы госгарантий предшествующего года, как минимум за 1 месяц.
4. Проект федерального бюджета предусматривает продление на 2016 год действующего в 2014-2015 годах моратория на формирование накопительной составляющей в системе обязательного пенсионного страхования, что позволит уменьшить трансферт из федерального бюджета Пенсионному фонду РФ. В 2016 годах взносы на накопительную составляющую будут, как и в предыдущие два года, учитываться в страховой части индивидуального лицевого счета застрахованного лица (распределительная часть пенсии) и пойдут на выплаты действующему поколению пенсионеров.
Полагаем, что:
- в условиях ограничения внешних заимствований негосударственные пенсионные фонды становятся практически единственным внутренним инвестором, располагающим значительным ресурсом длинных денег, "заморозка" пенсионных накоплений не позволит продолжать эти инвестиции;
- не следует из года в год продлевать мораторий на формирование накопительной составляющей пенсии, если действующее законодательство сохраняет такое право за застрахованными лицами, это негативно скажется на доверии граждан к государственной пенсионной системе;
- целесообразно рассмотреть вопрос о переходе от формирования накопительной пенсии в рамках обязательного пенсионного страхования к развитию системы пенсионных накоплений на добровольной основе с участием работника, работодателя и государства;
- следует решить вопрос о возврате средств на формирование накопительной составляющей за период действия моратория по его завершении после 2016 года.
5. Наука и технологии.
Расходы из федерального бюджета на реализацию указанной программы уменьшены на 6,7%.
При таких объемах финансирования существуют высокие риски в части формирования эффективного сектора исследований и разработок, способного обеспечить технологическую модернизацию российской экономики. Данная цель может быть достигнута только при финансировании науки, соответствующем развитым странам, а также при высоком уровне управления научно-техническим развитием, организации и планирования научных исследований и разработок.
6. К потенциальным рискам бюджета в связи со сложившейся внешнеполитической обстановкой, сложностями в привлечении внешних финансовых средств и инвестиций можно отнести возможное снижение цен на нефть и природный газ ниже прогнозируемого в проекте федерального бюджета уровня. Это будет означать, что в ходе исполнения бюджета придется изыскивать альтернативные источники доходов, задействовать резервные и другие фонды.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Письмо Торгово-промышленной палаты РФ от 2 ноября 2015 г. N 01в/0463
Текст письма официально опубликован не был