Досье на проект федерального закона
В соответствии с частью 2 статьи 36 Конституции Российской Федерации владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами осуществляются их собственниками свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц.
Важнейшим правом, охраняемым на основе указанного конституционного принципа, является право на доступ граждан к водному объекту общего пользования и его береговой полосе. Поэтому статьей 6 Водного кодекса РФ установлено, что полоса земли вдоль береговой линии водного объекта общего пользования предназначается для общего пользования. Приватизация земельных участков в пределах береговой полосы запрещается.
Также согласно статье 23 Земельного кодекса РФ для обеспечения доступа граждан к водному объекту устанавливается публичный сервитут, дающий гражданам возможность ограниченного пользования - для прохода и проезда - чужим земельным участком.
Вместе с тем, Земельный кодекс РФ допускает возможность взимания платы с граждан за пользование сервитутом, то есть за право прохода к водному объекту общего пользования (моря, реки, озера). Часто собственники земельных участков, расположенных на пути к водному объекту, преграждают путь к береговой части забором, шлагбаумом, а на подходе взимают плату якобы за услуги по предоставлению лежака, душевой, зонта, уборке мусора, пользованию площадкой для волейбола или тенниса и др.
На практике такая возможность взимания платы не только ограничивает доступ граждан к водному объекту и его береговой полосе, а также часто является объективной стороной административного правонарушения в связи с несоблюдением условий обеспечения свободного доступа граждан к водному объекту.
Имеют место случаи, когда плату за проход к водному объекту взимают лица, не являющиеся собственниками земельных участков и, соответственно, не имеющие право взимать такую плату. В этих ситуациях штраф, предусмотренный статьей 8.12.1 КоАП РФ, оказывается малоэффективным средством противодействия нарушениям прав граждан на доступ к водному объекту и его береговой полосе.
В связи с вышеизложенным, законопроектом предлагается запретить взимание платы за проход и проезд по земельному участку, обремененному публичным сервитутом в целях обеспечения доступа граждан к водным объектам. Кроме того, собственник земельного участка, обремененного публичным сервитутом, в целях свободного доступа граждан к водному объекту и его береговой полосе, должен будет обеспечивать проход или проезд через земельный участок не менее чем через каждые 1,5 км.
Также представляется целесообразным расширить состав правонарушения, связанного с несоблюдением условий обеспечения свободного доступа граждан к водному объекту общего пользования и его береговой полосе, и предусмотреть конфискацию части земельного участка, обеспечивающего доступ граждан к водному объекту.
Так, за воспрепятствование доступу граждан к водному объекту или его береговой полосе в КоАП РФ устанавливается штраф для граждан от 3 до 5 тыс. руб., для лиц без образования юридического лица от 30 до 40 тыс. руб., для юридических лиц - от 40 до 50 тыс. руб.
За незаконное требование платы либо нарушение публичного сервитута, обеспечивающего доступ граждан к водному объекту и его береговой полосе, устанавливается штраф для граждан в размере от 5 до 10 тыс. руб., для лиц без образования юридического лица - от 50 до 60 тыс. руб., для должностных лиц - от 40 до 50 тыс. руб., для юридических лиц - от 200 до 300 тыс. руб. или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток. При повторном совершении этого правонарушения предлагается установить штраф для граждан в размере от 30 до 40 тыс. руб. с конфискацией части земельного участка, обеспечивающего доступ граждан к водному объекту, для лиц без образования юридического лица - от 60 до 80 тыс. руб. с конфискацией части земельного участка, обеспечивающего доступ граждан к водному объекту, для должностных лиц - от 60 до 80 тыс. руб., для юридических лиц - от 300 до 350 тыс. руб. с конфискацией части земельного участка, обеспечивающего доступ граждан к водному объекту.
Финансово-экономическое обоснование
к проекту федерального закона "О внесении изменений в статьи 23 и 50 Земельного кодекса Российской Федерации и статью 8.12.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в статьи 23 и 50 Земельного кодекса Российской Федерации и статью 8.12.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" не потребует дополнительные финансовые затраты, покрываемые за счет средств федерального бюджета.
Перечень
актов федерального законодательства, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в статьи 23 и 50 Земельного кодекса Российской Федерации и статью 8.12.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в статьи 23 и 50 Земельного кодекса Российской Федерации и статью 8.12.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" не потребует принятия, приостановления, внесения изменений либо признания утратившими силу федеральных законов или иных нормативных правовых актов Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.