Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по природным ресурсам, природопользованию и экологии
на проект федерального закона N 843068-6 "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "О недрах" (об участках недр, содержащих камнесамоцветное сырье)"
Досье на проект федерального закона
Комитет Государственной Думы по природным ресурсам, природопользованию и экологии рассмотрел проект федерального закона N 843068-6 "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "О недрах" (об участках недр, содержащих камнесамоцветное сырье), внесенный Законодательным Собранием Свердловской области (далее - законопроект).
Законопроектом предлагается отнести к участкам недр местного значения участки недр, содержащие камнесамоцветное сырье, c передачей на уровень субъектов Российской Федерации соответствующих полномочий по управлению государственным фондом недр.
Согласно пояснительной записке законопроект направлен на создание предпосылок к сокращению случаев теневого освоения месторождений, при которых субъекты малого предпринимательства добывают камнесамоцветное сырье без разрешительных документов по причине отсутствия специального и понятного для них правового регулирования.
Комитет отмечает, что в настоящее время предоставление недр в пользование для геологического изучения, включающего поиск и оценку месторождений полезных ископаемых, разведки и добычи полезных ископаемых, в том числе камнесамоцветного сырья, осуществляется в порядке, предусмотренном Законом Российской Федерации "О недрах", и оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии на пользование недрами на основании решения, принятого на федеральном уровне в установленном порядке.
Необходимо отметить, что предлагаемые изменения приведут к перераспределению полномочий по управлению государственным фондом недр между федеральным и региональным уровнями власти и перераспределению бюджетных ресурсов, в связи с чем эти поправки нуждаются в комплексной проработке на предмет анализа экономических последствий принятия законопроекта для федерального и региональных бюджетов с проведением соответствующих расчетов и обоснований. Однако в прилагаемых к законопроекту материалах таких расчетов и обоснований не имеется.
Также следует отметить, что используемое в законопроекте понятие "камнесамоцветное сырье" в законодательстве Российской Федерации определяется неоднозначно, к такому понятию могут быть отнесены как драгоценные, полудрагоценные камни, так и поделочные камни.
Так, в соответствии с общероссийским классификатором полезных ископаемых и подземных вод ОК 032-2002, введенном в действие постановлением Госстандарта России от 25 декабря 2002 г. N 503-ст к драгоценным и полудрагоценным камням относятся: агат, аметист, амазонит, жадеит, малахит, топаз, нефрит, которые также могут относиться и к камнесамоцветному сырью.
Для целей налогового законодательства Российской Федерации статьей 337 Налогового кодекса Российской Федерации видом добытого полезного ископаемого признается кондиционный продукт камнесамоцветного сырья (топаз, нефрит, жадеит, родонит, лазурит, аметист, бирюза, агат, яшма и другие).
В соответствии с Федеральным законом от 3 декабря 2011 года N 392-ФЗ "О зонах территориального развития в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" в рамках инвестиционного проекта, представленного в инвестиционной декларации, не может осуществляться добыча драгоценных камней, полудрагоценных камней. При этом указанный запрет не распространяется на поделочные камни.
Внесенным законопроектом не устраняется неясность и рассогласованность в правовом регулировании соответствующих отношений.
Кроме того, законопроект не обеспечивает достижение заявленных целей в части добычи камнесамоцветного сырья субъектами малого предпринимательства, поскольку в нем не предусматривается специального правового регулирования добычи камнесамоцветного сырья субъектами малого предпринимательства.
Таким образом, законопроект нуждается в дополнительной проработке на предмет анализа обоснованности предлагаемого подхода, а также экономических последствий принятия законопроекта.
На рассматриваемый законопроект поступило заключение Комитета Совета Федерации по аграрно-продовольственной политике и природопользованию о поддержке концепции законопроекта.
Счетная палата Российской Федерации в своем заключении не поддержала законопроект.
Правительством Российской Федерации законопроект не поддерживается.
С учетом изложенного Комитет Государственной Думы по природным ресурсам, природопользованию и экологии не поддерживает концепцию законопроекта и рекомендует Государственной Думе отклонить рассматриваемый законопроект в первом чтении.
Председатель комитета |
В.И. Кашин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.