Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по бюджету и налогам
на проект федерального закона N 941995-6 "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации"
Досье на проект федерального закона
Комитет Государственной Думы по бюджету и налогам рассмотрел проект федерального закона N 941995-6 "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации", внесенный Правительством Российской Федерации, и отмечает.
Законопроект направлен на реализацию Послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 27 декабря 2013 г. N Пр-3086 в части внесения в законодательство Российской Федерации изменений, предусматривающих запрет на предоставление государственной поддержки компаниям, находящимся в офшорной юрисдикции.
В этой связи предлагается дополнить статью 241 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - Бюджетный кодекс) новыми частями, запрещающими предоставление субсидий, бюджетных инвестиций, а также государственных (муниципальных) гарантий иностранным юридическим лицам, включая офшорные компании, являющимся выгодоприобретателями в результате применения данных форм государственной (муниципальной) поддержки, за исключением предоставления государственных гарантий Российской Федерации в целях оказания поддержки экспорта промышленной продукции (товаров, работ, услуг).
Предлагается внести изменения в статьи 78, 78.1, 80 Бюджетного кодекса, согласно которым обязательным условием, включаемым в договоры (соглашения) о предоставлении субсидий (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям) на финансовое обеспечение затрат, связанных с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг, и бюджетных инвестиций юридическим лицам, является запрет конвертации предоставленных средств в иностранную валюту, за исключением операций по закупке (поставке) высокотехнологичного импортного оборудования, сырья и комплектующих изделий.
Кроме того, законопроект предусматривает, что в случае нарушения выгодоприобретателем условий договоров (соглашений) о предоставлении субсидий, бюджетных инвестиций и государственных (муниципальных) гарантий предусматривается их возврат в соответствующий бюджет бюджетной системы Российской Федерации.
Счетная палата отмечает, что в соответствии с пунктом 1 статьи 306.1 Бюджетного кодекса термин "нарушение", использующийся в контексте предлагаемых изменений в статьях 78 и 80 Бюджетного кодекса, возможно трактовать как бюджетное нарушение, совершенное как юридическим лицом, так и получателем бюджетных средств, предоставляющим субсидии или бюджетные инвестиции. В этой связи Счетная палата указывает на неправомерность требований о возврате средств юридическим лицом в случае, если нарушение допущено получателем бюджетных средств, предоставившим субсидии или бюджетные инвестиции.
Также, по мнению Счетной палаты, предлагаемая редакция пункта 4 статьи 80 не дает однозначного понимания, подразумевает ли возврат юридическим лицом средств в объеме предоставленных бюджетных инвестиций одновременно и возврат публично-правовыми образованиями полученных в собственность акций (долей в капитале).
Комитет и Счетная палата отмечают, что вопросы возврата ставших собственностью юридического лица средств и возврата полученных акций законодательством Российской Федерации не урегулированы.
Законопроектом также предусмотрены изменения в Бюджетный кодекс, устанавливающие на постоянной основе нормы о возможности не расторжения контрактов (договоров), заключенных бюджетными, автономными и казенными учреждениями, унитарными предприятиями, подлежащих оплате в плановом периоде за счет предоставленных из бюджета субсидий в случае недоведения им лимитов бюджетных обязательств на предоставление субсидий в плановом периоде, при условии урегулирования в дополнительных соглашениях к указанным договорам порядка их исполнения за пределами текущего финансового года.
Комитет обращает внимание, что в статье 95 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" предусмотрены нормы о возможности изменения условий государственных (муниципальных) контрактов, заключенных государственным или муниципальным заказчиком, в случаях, предусмотренных пунктом 6 статьи 161 Бюджетного кодекса, который относится только к казенным учреждениям. При этом предлагаемые в законопроекте нормы касаются контрактов (договоров), заключенных как казенными учреждениями, так и бюджетными и автономными учреждениями, унитарными предприятиями. Считаем, что предлагаемые к принятию нормы потребуют приведения в соответствие с нормами Бюджетного кодекса норм Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ.
Государственно-правовое управление Президента Российской Федерации отмечает, что законопроект не позволяет в полной мере реализовать поручение Президента Российской Федерации, так как не предполагает запрет на предоставление поддержки российским юридическим лицам, бенефициарными владельцами которых являются юридические лица, зарегистрированные в офшорных юрисдикциях. Государственно-правовое управление Президента Российской Федерации считает, что законопроект может быть рекомендован к принятию в первом чтении при условии его последующей доработки.
Комитет по бюджету и налогам поддерживает концепцию законопроекта и рекомендует Государственной Думе принять проект федерального закона N 941995-6 "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации" в первом чтении с учетом его доработки ко второму чтению в соответствии с представленными замечаниями.
Председатель Комитета |
А.М. Макаров |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.