Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по бюджету и налогам
по проекту федерального закона N 953192-6 "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и в Федеральный закон от 24 ноября 2014 года N 376-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации (в части налогообложения прибыли контролируемых иностранных компаний и доходов иностранных организаций)",
внесенному депутатами Государственной Думы С.Е. Нарышкиным, В.А. Васильевым, И.И. Мельниковым, В.В. Жириновским, М.В. Емельяновым, А.М. Макаровым
(первое чтение)
Досье на проект федерального закона
Рассмотрев проект федерального закона N 953192-6 "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и в Федеральный закон от 24 ноября 2014 года N 376-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации (в части налогообложения прибыли контролируемых иностранных компаний и доходов иностранных организаций)", Комитет по бюджету и налогам отмечает следующее.
Как отмечается в пояснительной записке, законопроект подготовлен в целях устранения возникающего в правоприменительной практике неоднозначного толкования отдельных положений законодательства о налогах и сборах, связанных с налогообложением контролируемых иностранных компаний, а также минимизации налоговых препятствий для тех форм предпринимательской и непредпринимательской деятельности, целью которых не является уклонение от уплаты российских налогов.
Для достижения указанных целей законопроектом предусмотрены следующие предложения по внесению изменений в Налоговый кодекс Российской Федерации:
- уточняется порядок расчета прибыли контролируемой иностранной компании в целях Налогового кодекса;
- исключается возможность налогообложения дивидендов, выплаченных за счет прибыли контролируемой иностранной компании, с которой уже был уплачен налог в рамках режима налогообложения контролируемых иностранных компаний;
- продлевается срок, в течение которого возможна ликвидация контролируемой иностранной компании, освобождающая контролирующее лицо от налоговой ответственности;
- уточняется порядок применения договоров об избежании двойного налогообложения, а также расширяется и уточняется понятие лица, имеющего фактическое право на доходы;
- уточняются основания для признания налогоплательщика контролирующим лицом иностранных компаний;
- уточняется порядок определения доли участия одной организации в другой организации или физического лица в организации;
- уточняются правила применения освобождения от налогообложения прибыли контролируемых иностранных компаний, являющихся эмитентом обращающихся облигаций, в связи с размещением которых возникли долговые обязательства как российских, так и иностранных организаций перед этими иностранными компаниями.
Концептуально поддерживая необходимость уточнения норм налогового законодательства, устанавливающих правила налогообложения прибыли контролируемых иностранных компаний, при подготовке законопроекта ко второму чтению Комитет, учитывая необходимость устранения выявленных в 2015 году пробелов законодательства и вопросов, требующих уточнения, в принятых ранее правилах налогообложения прибыли контролируемых иностранных компаний, полагает необходимым провести совместно с Министерством финансов Российской Федерации, Федеральной налоговой службой, российским бизнес-сообществом анализ предлагаемых новаций на предмет их технической исполнимости, соответствия заявленной политике деофшоризации экономики страны, а также их корреляции с международно-правовыми обязательствами Российской Федерации в области налогообложения.
В связи с изложенным Комитет рекомендует Государственной Думе принять в первом чтении проект федерального закона N 953192-6 "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и в Федеральный закон от 24 ноября 2014 года N 376-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации (в части налогообложения прибыли контролируемых иностранных компаний и доходов иностранных организаций)".
Председатель Комитета |
А.М. Макаров |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.