Заключение Счетной палаты РФ от 9 декабря 2015 г. N ЗСП-259/16-10
на проект федерального закона N 941995-6 "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации"
Досье на проект федерального закона
Заключение Счетной палаты Российской Федерации на проект федерального закона N 941995-6 "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации" (далее - законопроект) подготовлено в соответствии с Федеральным законом от 5 апреля 2013 г. N 41-ФЗ "О Счетной палате Российской Федерации" и решением Совета Государственной Думы (выписка из протокола от 4 декабря 2015 г. N 270).
Законопроект, подготовленный во исполнение перечня поручений Президента Российской Федерации по реализации Послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 27 декабря 2013 г. N Пр-3086, устанавливает запрет на предоставление государственной (муниципальной) поддержки в форме субсидий и бюджетных инвестиций из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, а также в форме государственных (муниципальных) гарантий иностранным юридическим лицам, и предусматривает ряд иных норм.
По результатам рассмотрения законопроекта имеются следующие замечания и предложения.
1. Законопроектом (подпункт "а" пункта 1, подпункт "б" пункта 4 статьи 1) предусматривается дополнение статей 78 и 80 Бюджетного кодекса Российской Федерации нормами, в соответствии с которыми субсидии и бюджетные инвестиции, предоставленные с нарушением положений, установленных Бюджетным кодексом Российской Федерации, нормативными правовыми актами, муниципальными правовыми актами или соглашениями о предоставлении субсидий, подлежат возврату в соответствующий бюджет бюджетной системы Российской Федерации.
Полагаем, что предлагаемые дополнения в соответствии с пунктом 1 статьи 306.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации возможно трактовать как бюджетное нарушение, совершенное как юридическим лицом, так и получателем бюджетных средств, предоставляющим субсидии или бюджетные инвестиции. В этой связи возникает вопрос о правомерности требований о возврате указанных средств юридическим лицом в случае, если нарушение допущено получателем бюджетных средств, предоставившим субсидии или бюджетные инвестиции.
Полагаем, что данные нормы законопроекта нуждаются в уточнении.
По мнению Счетной палаты Российской Федерации, имеются также вопросы, связанные с реализацией предлагаемых законопроектом норм по возврату бюджетных инвестиций. Так, согласно пункту 1 статьи 80 Бюджетного кодекса Российской Федерации предоставление бюджетных инвестиций юридическим лицам, не являющимся государственными или муниципальными учреждениями и государственными или муниципальными унитарными предприятиями, влечет возникновение права государственной или муниципальной собственности на эквивалентную часть уставных (складочных) капиталов указанных юридических лиц, которое оформляется участием Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований в уставных (складочных) капиталах таких юридических лиц в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации.
При этом предлагаемая законопроектом норма не дает однозначного понимания, подразумевает ли возврат юридическим лицом средств в объеме предоставленных бюджетных инвестиций одновременно и возврат публично-правовыми образованиями полученных в собственность акций (долей в капитале). Следует отметить, что вопросы возврата ставших собственностью юридического лица средств и возврата полученных акций законодательством Российской Федерации не урегулированы.
2. Законопроектом (подпункт "б" пункта 1, подпункт "а" пункта 2 статьи 1) предлагается внести в статью 78 и пункт 3 статьи 78.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации дополнения о включении в договоры (соглашения) о предоставлении субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям) на финансовое обеспечение затрат в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг и субсидий некоммерческим организациям, не являющимся государственными (муниципальными) учреждениями, обязательного условия о запрете конвертации полученных средств в иностранную валюту, за исключением операций, осуществляемых в соответствии с валютным законодательством Российской Федерации при закупке (поставке) высокотехнологичного оборудования, сырья и комплектующих изделий, а также иных операций, связанных с достижением целей предоставления указанных средств, установленных нормативными правовыми актами, муниципальными правовыми актами, регулирующими предоставление субсидий указанным юридическим лицам.
Аналогичное условие предусматривается законопроектом (подпункт "а" пункта 4 статьи 1) в пункте 3 статьи 80 Бюджетного кодекса Российской Федерации в отношении предоставления бюджетных инвестиций юридическим лицам.
Полагаем, что данная норма нуждается в уточнении, поскольку предлагаемая редакция в части "иных операций, связанных с достижением целей предоставления указанных средств" подразумевает открытый перечень и слова "установленных нормативными правовыми актами, регулирующими предоставление субсидий" можно отнести к словам "достижением целей предоставления указанных средств".
Полагаем также необходимым уточнить используемый в указанных нормах законопроекта термин "конвертация полученных средств в иностранную валюту". Отмечаем, что Бюджетный кодекс Российской Федерации, а также Федеральный закон от 10 декабря 2003 г. N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле" такого понятия не содержат.
3. Следует отметить, что законопроектом нормы о запрете предоставления предусмотренных Бюджетным кодексом Российской Федерации субсидий, бюджетных инвестиций и государственных (муниципальных) гарантий иностранным юридическим лицам предлагается предусмотреть в статье 241 Бюджетного кодекса Российской Федерации, определяющей особенности исполнения бюджетов, установленные федеральными законами. Представляется целесообразным рассмотреть вопрос о закреплении указанных норм в соответствующих статьях Бюджетного кодекса Российской Федерации, регламентирующих предоставление субсидий, бюджетных инвестиций и государственных (муниципальных) гарантий.
4. По законопроекту имеются также замечания юридико-техиического характера.
Так, учитывая положения статей 78 и 78.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации о предоставлении субсидий на основании договоров (соглашений), полагаем необходимым в подпункте "а" пункта 1 статьи 1 законопроекта слова "соглашений" заменить словами "договоров (соглашений)".
Учитывая изложенное, Счетная палата Российской Федерации поддерживает законопроект при условии его доработки ко второму чтению с учетом высказанных замечаний.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.