Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 1176823-6 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"
Досье на проект федерального закона
Вопросы административно-правового регулирования обращения медицинских отходов и привлечение к административной ответственности в данной сфере являются актуальными.
В связи с внесением изменений в статью 2 Федерального закона от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" медицинские отходы выведены из общей системы регулирования обращения с отходами. Соответственно процедура лицензирования деятельности в области обращения с отходами производства и потребления, предусмотренная федеральными законами N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" и N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", не распространяется на обращение с медицинскими отходами.
Существующий институт лицензирования деятельности по обращению с отходами производства и потребления позволяет при формировании пакета документов для получения лицензии провести процедуру проверки полноты и достоверности данных, содержащихся в документах, возможности выполнения соискателем лицензии лицензионных требований и условий при осуществлении деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению опасных отходов.
Требования, предъявляемые к медицинским отходам, определяются СанПиН 2.1.7.2790-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к обращению с медицинскими отходами", при этом медицинские отходы класса "А", соотносимые в соответствии с указанным документом к твердым бытовым отходам (в действующем законодательстве это категория "твердые коммунальные отходы"), в рамках законодательства об отходах производства и потребления определяются 4 классом опасности для окружающей среды, в то же время деятельность при обращении с отходами 4 класса опасности подлежит лицензированию. Аналогичная ситуация при обращении с промышленными отходами соотносимыми с категорией класса "Г" медицинских отходов, обезвреживаемых и размещаемых на полигонах.
Отсутствие института лицензирования медицинских отходов не требует получения санитарно-эпидемиологических заключений на данный вид деятельности, проведения необходимых экспертиз на соответствие санитарным нормам и правилам. Кроме того отсутствуют лицензионные условия к применению организациями, осуществляющими деятельность в области обращения с медицинскими отходами, необходимого сертифицированного оборудования, физических и химических методов обеззараживания, технологий измельчения, спекания и прессования при обезвреживании медицинских отходов классов "Б" и "В", что впоследствии приводит к размещению в окружающей среде медицинских отходов, сохраняющих опасные патогенные свойства.
К примеру, в Пермском крае организации эксплуатирующие установки термического обеззараживания (изготовленные самостоятельно из подручных материалов) медицинских отходов, выигрывая тендер, осуществляют сжигание медицинских отходов, не имея при этом достаточных площадей и оборудования для осуществления деятельности по обращению с медицинскими отходами.
Важнейшим элементом обращения с отходами является система учета движения отходов и отчетности при обращении с ними. Система контроля и учета движения медицинских отходов за пределами медицинской организации практически отсутствует (классов "А", "Г" по факту не учитываются в общей системе учета отходов производства и потребления, "Б", "В" учитываются по факту документационного подтверждения лечебным учреждением процесс вывоза и обезвреживания).
Контроль за исполнением требований СанПиН 2.1.7.2790-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к обращению с медицинскими отходами" проводится органами, осуществляющими функции по контролю и надзору в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения.
С учетом изложенного у Роспотребнадзора отсутствуют данные по обезвреженным, утилизированным и размещенным в окружающей среде медицинским отходам. Соответственно данный вид отходов не учитывается в общей системе статистической отчетности (2-ТП отходы) и не подлежит включению в государственный кадастр отходов, включающий в себя банк данных об отходах, технологиях их утилизации и обезвреживания, объектах размещения.
Отсутствие учета и отчетности в области обращения с медицинскими отходами приводит к недобросовестному исполнению обязанностей хозяйствующими субъектами по сбору, транспортированию, обезвреживанию медицинских отходов, что влечет образование несанкционированных свалок отходов на территории регионов.
Таким образом, в субъектах Российской Федерации практически не ведется учет количества медицинских отходов (с разбивкой их по классам опасности), образующихся в медицинских организациях, переданных (транспортированных) для обезвреживания, утилизированных, размещенных на полигонах. Отсутствует также информация о наличии транспортных средств для перевозки медицинских отходов, количестве объектов обезвреживания, утилизации медицинских отходов.
Отсутствие соответствующего четкого законодательного закрепления вопросов в сфере обращения с медицинскими отходами, исключение деятельности по обращению с отходами из лицензируемых видов деятельности служат причиной недостаточного правового регулирования и контроля данного вида деятельности и, как следствие, ненадлежащего обращения с медицинскими отходами, создавая риск нанесения ущерба окружающей среде, здоровью населения, включая медицинский персонал.
На основании вышеизложенного, считаем необходимым в целях обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, предотвращения негативного воздействия на среду обитания при осуществлении деятельности с медицинскими отходами внести соответствующие изменения и дополнения в отдельные законодательные акты Российской Федерации.
Финансово-экономическое обоснование проекта федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"
Принятие проекта федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" не влечет дополнительных расходов федерального бюджета.
Перечень актов федерального законодательства, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению, дополнению или принятию в связи с принятием проекта федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"
Принятие проекта федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" не требует признания утратившими силу, приостановления, изменения, дополнения или принятия федеральных законов.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.