Заключение Правового управления Аппарата Совета Федерации Федерального Собрания РФ от 16 июня 2016 г. N 5.1-01/1803
на проект федерального закона N 817991-6 "О внесении изменений в Федеральный закон "О защите конкуренции" и отдельные законодательные акты Российской Федерации",
принятому Государственной Думой 14 июня 2016 года
Досье на проект федерального закона
Проект названного Федерального закона (N 817991-6) внесен Правительством Российской Федерации 18 июня 2015 года под наименованием "О внесении изменений в Федеральный закон "О защите конкуренции" и иные законодательные акты Российской Федерации".
Федеральный закон направлен на поддержку развития субъектов малого и среднего предпринимательства в рамках реализации пункта 25 Плана первоочередных мероприятий по обеспечению устойчивого развития экономики и социальной стабильности в 2015 году, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 27 января 2015 года N 98-р.
В связи с этим Федеральным законом вносятся изменения в Федеральный закон от 26 июля 2006 года N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Федеральный закон N 135-ФЗ), Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), Федеральный закон от 28 декабря 2009 года N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 381-ФЗ).
Федеральным законом дополняется Федеральный закон N 135-ФЗ новыми нормами, в соответствии с которыми не может быть признано доминирующим положение хозяйствующего субъекта - юридического лица, учредителем (участником) которого являются одно физическое лицо (в том числе зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя) или несколько физических лиц, если выручка от реализации товаров за последний календарный год такого хозяйствующего субъекта не превышает четыреста миллионов рублей. Устанавливается, что проведение внеплановых выездных проверок в отношении субъектов малого предпринимательства проводится после согласования с органом прокуратуры по месту осуществления их деятельности в порядке, установленном приказом Генерального прокурора Российской Федерации.
Кроме того, Федеральным законом уточняется полномочие антимонопольного органа, в соответствии с которым за данным органом устанавливается право обращаться в суд с иском о признании торгов, запроса котировок, запроса предложений и заключенных по результатам таких торгов (запроса котировок, запроса предложений) сделок недействительными лишь при условии, что их проведение является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Федеральным законом вносятся изменения также в КоАП РФ в части уточнения срока давности привлечения к административной ответственности за совершение правонарушений в сфере государственного оборонного заказа, а также установления основания к возбуждению дел об административных правонарушениях за действия (бездействия) головного исполнителя, исполнителя, запрещенные законодательством Российской Федерации в сфере государственного оборонного заказа. Устанавливается, что срок давности привлечения к административной ответственности за административные правонарушения, предусмотренные статьей 14.55.2 (Действия (бездействия) головного исполнителя, исполнителя по неисполнению или ненадлежащему исполнению государственного контракта по государственному оборонному заказу) КоАП РФ, начинает исчисляться со дня вступления в силу решения комиссии федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по государственному контролю (надзору) в сфере государственного оборонного заказа, которым установлен факт нарушения законодательства Российской Федерации в сфере государственного оборонного заказа.
Федеральным законом предусматривается, что положения Федерального закона N 381-ФЗ в части применения антимонопольных правил для хозяйствующих субъектов, осуществляющих торговую деятельность, (статья 13) и ограничений на приобретение, аренду дополнительной площади торговых объектов (статья 14) не распространяются на хозяйствующих субъектов, осуществляющих торговую деятельность, поставки продовольственных товаров, выручка которых от реализации товаров за последний календарный год не превышает четыреста миллионов рублей, а также хозяйствующих субъектов, осуществляющих торговую деятельность посредством организации торговой сети, совокупная выручка от реализации товаров которых в рамках одной торговой сети за последний календарный год не превышает четыреста миллионов рублей.
Федеральный закон регулирует отношения, которые в соответствии с пунктами "ж" (установление правовых основ единого рынка, финансовое регулирование), "м" (оборона) статьи 71 Конституции Российской Федерации находятся в ведении Российской Федерации, а также в соответствии с пунктом "к" (административное законодательство) части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Федеральный закон соответствует Конституции Российской Федерации, в том числе положениям о правах и свободах человека и гражданина и согласуется с системой федерального законодательства.
Внутренняя логика Федерального закона соблюдена, противоречия между его структурными частями и нормами не выявлены.
Правовым последствием вступления Федерального закона в силу явится снижение антимонопольного контроля в отношении субъектов малого и среднего предпринимательства, в том числе повышение с 250 млн. до 400 млн. руб. порога согласования с антимонопольным органом сделок по покупке акций, прав и имущества, расширение иных мер поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства.
Согласно методике проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 26 февраля 2010 года N 96, проведена антикоррупционная экспертиза, коррупциогенные факторы не выявлены.
Федеральный закон подлежит обязательному рассмотрению в Совете Федерации, поскольку касается вопросов финансового регулирования, предусмотренных статьёй 106 Конституции Российской Федерации.
Рассмотрение Федерального закона должно быть начато не позднее 30 июня 2016 года.
В соответствии со статьей 4 настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.
Настоящее заключение направляется Председателю Совета Федерации В.И. Матвиенко, первому заместителю Председателя Совета Федерации Н.В. Федорову, заместителю Председателя Совета Федерации Е.В. Бушмину, председателю Комитета Совета Федерации по экономической политике Ю.В. Неёлову, председателю Комитета Совета Федерации по конституционному законодательству и государственному строительству А.А. Клишасу, председателю Комитета Совета Федерации по аграрно-продовольственной политике и природопользованию Г.А. Горбунову, полномочному представителю Президента Российской Федерации в Совете Федерации А.А. Муравьеву, полномочному представителю Правительства Российской Федерации в Совете Федерации А.В. Яцкину.
Заместитель Руководителя |
Е.Ю. Егорова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.