Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по земельным отношениям и строительству
(шестого созыва)
по проекту федерального закона N 1050541-6 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости", внесенному депутатами Государственной Думы П.В. Крашенинниковым, С.Ю. Фабричным, У.М. Умахановым, Н.В. Панковым, Г.К. Сафаралиевым, Н.В. Герасимовой, П.И. Пимашковым, М.М. Галимардановым, В.Б. Кидяевым
Досье на проект федерального закона
Комитет Государственной Думы по земельным отношениям и строительству рассмотрел проект федерального закона N 1050541-6 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости", внесенный депутатами Государственной Думы П.В. Крашенинниковым, С.Ю. Фабричным, У.М. Умахановым, Н.В. Панковым, Г.К. Сафаралиевым, Н.В. Герасимовой, П.И. Пимашковым, М.М. Галимардановым, В.Б. Кидяевым (далее - законопроект), и сообщает следующее.
Законопроект направлен на приведение ряда федеральных законов в соответствие с вступающим в силу с 1 января 2017 года Федеральным законом от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Закон о регистрации недвижимости). При этом Федеральный закон от 21 июля 1997 года N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" признается утратившим силу.
Статьей 1 законопроекта предусматривается внесение изменений в Федеральный закон от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Закон о кадастре), в соответствии с которыми предлагается установить, что указанный федеральный закон регулирует отношения, возникающие в связи с осуществлением кадастровой деятельности, деятельности саморегулируемых организаций кадастровых инженеров, национального объединения саморегулируемых организаций кадастровых инженеров.
Вместе с тем, соответствующие изменения не затрагивают наименование Закона о кадастре.
Однако в соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 7, статьей 8 Закона о регистрации недвижимости под государственным кадастром недвижимости понимается часть Единого государственного реестра недвижимости, представляющая собой реестр объектов недвижимости.
В этой связи наименование Закона о кадастре недвижимости с принятием положений законопроекта не будет соответствовать предмету его регулирования.
Следует также отметить, что определяемый законопроектом предмет регулирования Закона о кадастре не включает отношения, связанные с проведением кадастровых работ, хотя соответствующие нормы в Законе о кадастре сохранены.
Также, учитывая изменение предмета регулирования закона, представляется не в совсем обоснованным сохранение наименования и отдельных структурных единиц статьи 4 "Принципы ведения государственного кадастра недвижимости". Аналогичное замечание относится и к сохранению в Законе о кадастре вступающей в силу с 1 декабря 2016 года статьи 26.1 "Обжалование решения о приостановлении", учитывая, что решение о приостановлении осуществления кадастрового учета может быть обжаловано не только кадастровым инженером, но и самим заявителем.
Проектируемыми изменениями части 8 статьи 41 Закона о кадастре недвижимости предлагается предусмотреть, что сведения об объекте индивидуального жилищного строительства указываются в техническом плане на основании представленных заказчиком кадастровых работ разрешения на строительство, а также проектной документации объектов недвижимости при ее наличии либо декларации об объекте недвижимости в случае отсутствия проектной документации.
Комитет считает необходимым отметить, что в соответствии с частью 7 статьи 70 Закона о регистрации недвижимости до 1 марта 2018 года основаниями для государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав на объект индивидуального жилищного строительства, создаваемый или созданный на земельном участке, предназначенном для индивидуального жилищного строительства, или на объект индивидуального жилищного строительства, создаваемый или созданный на земельном участке, расположенном в границах населенного пункта и предназначенном для ведения личного подсобного хозяйства (на приусадебном земельном участке), являются только технический план указанных объектов индивидуального жилищного строительства и правоустанавливающий документ на земельный участок, если в Едином государственном реестре недвижимости не зарегистрировано право заявителя на земельный участок, на котором расположены указанные объекты индивидуального жилищного строительства.
Таким образом, для целей осуществления государственной регистрации прав на объект индивидуального жилищного строительства до 1 марта 2018 года предоставление разрешения на строительство и (или) разрешения на ввод объекта в эксплуатацию не требуется, в связи с чем на практике встречается достаточно большое количество случаев, когда граждане не получают разрешения на строительство индивидуальных жилых домов. При этом согласно части 9 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации для целей осуществления строительства индивидуального жилого дома подготовка проектной документации не требуется.
На основании вышеизложенного, на практике может сложиться ситуация, когда гражданин, построивший индивидуальный жилой дом, не будет иметь ни разрешения на строительство, ни проектной документации на данный объект, в связи с чем у данного гражданина не будет правовой возможности представить документацию, необходимую для подготовки технического плана, что является препятствием для осуществления государственного кадастрового учета такого объекта. Аналогичные замечания относятся к изменениям, вносимым в часть 7 статьи 70 Закона о регистрации недвижимости.
В настоящее время главой V.6 Земельного кодекса Российской Федерации предусматривается возможность размещения на землях и земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, ряда объектов капитального без предоставления таких земельных участков и установления сервитута. Перечень видов таких объектов определен постановлением Правительства Российской Федерации N 1300 от 3 декабря 2014 года.
Законопроектом предлагается использовать для целей подготовки технического плана таких сооружений проектную документацию и документ, подтверждающий техническую приемку объекта в эксплуатацию, если такие документы предусмотрены законодательством Российской Федерации.
Вместе с тем, в настоящее время Градостроительный кодекс Российской Федерации не предусматривает в настоящее время такой процедуры, как техническая приемка объекта в эксплуатацию, в связи с чем данные нововведения нуждаются в соотнесении с законодательством о градостроительной деятельности. Кроме того, необходимо учитывать, что в отношении целого ряда объектов, размещение на землях и земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, ряда объектов капитального без предоставления таких земельных участков и установления сервитута допускается только если для создания таких объектов не требуется получения разрешения на строительство. В связи с чем, учитывая разнообразие объектов, предусмотренных указанным постановлением Правительства Российской Федерации, не во всех случаях будет разрабатываться и проектная документация.
В дополнительном обсуждении нуждается и данное положение законопроекта в части установления особенности государственного кадастрового учета только в отношении сооружений, поскольку постановлением Правительства Российской Федерации N 1300 от 3 декабря 2014 года предусматриваются и иные виды объектов.
Следует отметить, что согласно части 10 статьи 40 Закона о государственной регистрации недвижимости государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав на созданные здание или сооружение, для строительства которых в соответствии с федеральными законами не требуется разрешение на строительство, а также на соответствующий объект незавершенного строительства осуществляются на основании технического плана таких объектов недвижимости и правоустанавливающего документа на земельный участок, на котором расположены такие объекты недвижимости, или документа, подтверждающего в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации возможность размещения таких созданных сооружений, а также соответствующих объектов незавершенного строительства без предоставления земельного участка или установления сервитута.
На основании вышеизложенного, по мнению Комитета, для подготовки технического плана объекта, входящего в перечень, предусмотренный постановлением Правительства Российской Федерации N 1300 от 3 декабря 2014 года, также может быть использован документ, подтверждающий в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации возможность размещения соответствующего сооружения без предоставления земельного участка и установления сервитута.
Требует дополнительного обсуждения и доработки пункт 7 статьи 1 законопроекта, предусматривающий дополнение части 6 статьи 47 Закона о кадастре положением о том, что при переносе сведений о ранее учтенных участках лесного фонда допускается дополнять сведениями о местоположении границ таких лесных участков, содержащимися в государственном лесном реестре на дату переноса сведений, поскольку не урегулированными остаются вопросы переноса таких сведений в случае выявления пересечений границ ранее учтенных лесных участков и границ иных земельных участков, сведения о которых внесены в государственный кадастр недвижимости.
Статья 2 Законопроекта предусматривает внесение изменений в Федеральный закон от 25 июня 2002 года N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации". Вместе с тем, данной статьей не обеспечивается полнота вносимых изменений, которые необходимы для приведения положений указанного закона с Законом о государственной регистрации недвижимости (например, п. 7, ст. 3.1, п. 4 ст. 5.1, п. 7, 8, 11 ст. 16.1, п. 12 ст. 47.6, п. 7 ст. 63 указанного федерального закона и др.).
Законопроектом также предусматривается внесение изменений в Закон о государственной регистрации недвижимости. Так, предусматривается возможность передачи части полномочий органа регистрации прав для осуществления органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации постановлениями Правительства Российской Федерации.
Законопроектом уточняются отдельные сведения, подлежащие внесению в кадастр недвижимости. Так, предлагается предусмотреть, что назначение здания указывается не просто как нежилое или жилое, но и конкретизируется как жилое, многоквартирный дом, жилое строение (пп. "б" п. 3 ст. 4 законопроекта). Данное предложение заслуживает поддержки, поскольку сведения кадастра недвижимости приводятся в соответствие с федеральными законами (Жилищный кодекс Российской Федерации, Федеральный закон от 15 апреля 1998 года N 66-ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан"). Вместе с тем, представляется необходимым дополнить данный перечень таким видом жилых зданий как "жилой дом блокированной застройки", учитывая наличие в законодательстве Российской Федерации особенностей регулирования таких видов объектов (определение Верховного Суда Российской Федерации от 19 мая 2015 года N 127-КГ15-6). Аналогичное предложение относится и к пункту 2 статьи 1 законопроекта, предусматривающему изменение в пункт 15 части 2 статьи 7 Закона о кадастре.
Законопроектом предлагается дополнить статью 26 Закона о государственной регистрации недвижимости положением о том, что обжалование решений о приостановлении осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав осуществляется в порядке, установленном статьей 26.1 Закона о государственном кадастре недвижимости.
Однако следует отметить, что статьей 26.1 Закона о государственном кадастре недвижимости урегулирован порядок обжалования только решений о приостановлении государственного кадастрового учета, а не государственной регистрации.
Законопроектом предлагается часть 7 статьи 41 Закона о государственной регистрации недвижимости после слов "в жилом доме" дополнить словами "объекте индивидуального жилищного строительства". Данное положение не может быть поддержано, поскольку Федеральный закон от 15 апреля 1998 года N 66-ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан", о котором идет речь в данной части, не предусматривает возможности строительства объектов индивидуального жилищного строительства, в связи с чем Комитет считает целесообразным пункт 15 статьи 4 законопроекта исключить.
Кроме того, по мнению Комитета, при доработке законопроекта ко второму чтению целесообразно внести соответствующие изменения в Земельный кодекс Российской Федерации, Градостроительный кодекс Российской Федерации, Федеральный закон от 24 июля 2002 года N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" и Федеральный закон от 25 октября 2001 года N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" в целях приведения их положений в соответствии с Законом о государственной регистрации недвижимости.
Председатель Комитета |
А.Ю. Русских |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.