Заключение Правового управления Аппарата Государственной Думы Федерального Собрания РФ
по проекту федерального закона N 1086493-6 "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях в части введения дифференцированного наказания за систематическое нарушение правил дорожного движения и эксплуатации транспортного средства",
внесенному Правительством Российской Федерации
(первое чтение)
Досье на проект федерального закона
Проектом федерального закона предлагается установить административную ответственность за систематическое нарушение правил эксплуатации, использования транспортного средства и управления транспортным средством согласно наименованию проектируемой статьи 12.38 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - Кодекс). Однако перечисленные в данной статье статьи Кодекса не предусматривают административную ответственность за нарушение правил эксплуатации транспортного средства (см. Основные положения по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанности должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения, утвержденные постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 23 октября 1993 года N 1090 "О Правилах дорожного движения"). Использование транспортного средства, исходя из его определения, содержащегося в абзаце третьем статьи 1 Федерального закона от 25 апреля 2002 года N 40-ФЗ "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств", подразумевает под собой его эксплуатацию.
Перечисленные статьи предусматривают ответственность за нарушения, связанные с управлением транспортным средством, в связи с чем наименование статьи нуждается в уточнении.
За систематическое совершение административных правонарушений, предусмотренных статьями, перечисленными в проектируемой статьи 12.38 Кодекса, предлагается установить безальтернативное лишение права управления транспортными средствами на срок от одного года до полутора лет. Таким образом, признак систематичности признается обстоятельством, отягчающим ответственность. Однако при этом не учтено, что статья 4.3 Кодекса не содержит такого обстоятельства. Пункт 2 части 1 указанной статьи в числе обстоятельств, отягчающих административную ответственность, признает повторное совершение однородного административного правонарушения (в Кодексе также используется формулировка "совершение административного правонарушения, предусмотренного частью ... настоящей статьи, лицом, ранее подвергнутым административному наказанию за аналогичное административное правонарушение"). При этом повторность не может трактоваться как совершение административного правонарушения только во второй раз, поскольку в противном случае при совершения одного и того правонарушения три и более раза административная ответственность наступать не будет.
Кроме того, в ряде частей перечисленных в статье 12.38 Кодекса статей уже предусматривается административная ответственность за повторное совершение правонарушений (например, части 6 и 7 статьи 12.9, часть 3 статьи 12.10, часть 3 статьи 12.12), в связи с чем неясно, каким образом будет исчисляться систематическое совершение административного правонарушения, совершенного повторно.
Следует отметить значительную разницу в наказаниях, содержащихся в перечисленных статьях - от административного штрафа в размере пятисот рублей (например, части 2 и 3 статьи 12.14 Кодекса) до административного штрафа в размере пяти тысяч рублей или лишения права управления транспортными средствами на срок шесть месяцев за совершение однократного правонарушения, либо безальтернативного лишения права управления транспортными средствами на срок один год за совершение повторного (части 5 и 7 статьи 12.9 Кодекса). Таким образом, в проектируемой статье 12.38 указаны административные правонарушения, имеющие разную степень общественной опасности, и установление за их систематическое совершение одинакового наказания нуждается в дополнительном обсуждении.
Обращает на себя внимание то обстоятельство, что в статье 12.38 за совершение административных правонарушений три и более раза предусмотрен максимальный срок лишения права управления транспортными средствами до полутора лет, при том что максимально возможный срок лишения данного права составляет три года (статья 3.8 Кодекса) и некоторые санкции статей главы 12 Кодекса предусматривают лишение права управления на срок до двух лет за однократное совершение правонарушения. На наш взгляд, представляется целесообразным соотнести сроки назначения данного наказания в пределах главы.
В санкции статьи 12.38 Кодекса в числе субъектов административной ответственности указаны лица, не имеющие права управления транспортными средствами. Отмечаем, что указание в санкции данной статьи на лиц, не имеющих права управления, некорректно, поскольку она в санкциях других статей главы 12 Кодекса, предусматривающих безальтернативное лишение права управления, данные лица не перечислены.
Также обращаем внимание, что дополнение главы Кодекса статьей, предусматривающей повышенную административную ответственность за совершение трех и более административных правонарушений, предусмотренных разными статьями, не соответствует структуре построения статей Кодекса.
Замечания юридико-технического характера переданы в рабочем порядке.
Начальник управления |
М.В. Деменков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.