Заключение Правового управления Аппарата Совета Федерации Федерального Собрания РФ от 26 июня 2016 г. N 5.1-01/1989
на проект федерального закона N 938845-6 "О внесении изменений в Градостроительный/ кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации",
принятому Государственной Думой 24 июня 2016 года
Досье на проект федерального закона
Проект названного Федерального закона (N 938845-6) был внесен в Государственную Думу Правительством Российской Федерации 26 ноября 2015 года под наименованием "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации (в части совершенствования законодательства о саморегулируемых организациях в сфере строительства)".
Федеральный закон направлен на уточнение механизмов правового регулирования деятельности саморегулируемых организаций в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования и в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства (далее - в области строительства) в части надлежащего исполнения договорных обязательств членами указанных саморегулируемых организаций в области строительства, а также на уточнение способов, позволяющих гарантировать их надлежащее исполнение.
В соответствии с Федеральным законом вносятся изменения в Градостроительный кодекс Российской Федерации, Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях, Жилищный кодекс Российской Федерации, Федеральный закон от 12 января 1996 года N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях", Федеральный закон от 26 октября 2002 года N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)", и другие законодательные акты Российской Федерации.
Федеральный закон устанавливает условия приобретения некоммерческой организацией статуса саморегулируемой организации в области инженерных изысканий и статуса саморегулируемой организации в области строительства, определяет требования к некоммерческим организациям, необходимые для приобретения статуса саморегулируемой организации, а также стандарты и внутренние документы саморегулируемой организации, которые обязаны разработать и утвердить некоммерческая организация до внесения сведений о ней в государственный реестр саморегулируемых организаций и саморегулируемая организация.
Устанавливаются критерии приема в члены саморегулируемой организации юридических лиц, в том числе иностранных юридических лицо, и индивидуальных предпринимателей, а также случаи прекращения членства индивидуального предпринимателя или юридического лица в саморегулируемой организации.
Федеральный закон уточняет порядок осуществления контроля саморегулируемой организацией за деятельностью своих членов, в том числе порядок рассмотрения жалоб на действия (бездействие) своих членов и иных поступивших обращений. Закрепляется право применения саморегулируемой организацией мер дисциплинарного воздействия в отношении членов саморегулируемой организации.
Федеральным законом устанавливается порядок размещения средств компенсационного фонда возмещения вреда и компенсационного фонда обеспечения договорных обязательств саморегулируемой организации в кредитных организациях, а также порядок инвестирования средств компенсационного фонда возмещения вреда саморегулируемой организации.
Также устанавливается порядок возмещения ущерба, причиненного вследствие неисполнения или ненадлежащего исполнения членом саморегулируемой организации обязательств по договорам подряда на выполнение инженерных изысканий, строительного подряда и подготовки проектной документации.
В целях повышения ответственности саморегулируемых организаций в области строительства Федеральным законом вносятся изменения в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях в части привлечения к административной ответственности саморегулируемых организаций за выполнение работ членами саморегулируемой организации с нарушением требований, установленных законодательством о градостроительной деятельности, а также за нарушение порядка предоставления документов и сведений в целях ведения государственного реестра саморегулируемых организаций и требований законодательства о градостроительной деятельности о хранении документов.
Корреспондирующие изменения вносятся и в иные законодательные акты Российской Федерации.
Федеральный закон регулирует отношения, которые в соответствии с пунктом "о" (гражданское законодательство) статьи 71 Конституции Российской Федерации находятся в ведении Российской Федерации, а также в соответствии с пунктами "б" (защита прав и свобод человека и гражданина), и "к" (административное, жилищное законодательство) части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Федеральный закон соответствует Конституции Российской Федерации, в том числе положениям о правах и свободах человека и гражданина, и согласуется с системой федерального законодательства.
Внутренняя логика Федерального закона соблюдена, противоречия между его структурными частями и нормами не выявлены. Правила юридической техники соблюдены.
Правовым последствием вступления Федерального закона в силу явится повышение качества и безопасности выполняемых членами саморегулируемых организаций работ в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства.
Согласно методике проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 26 февраля 2010 года N 96, коррупциогенные факторы не выявлены.
Федеральный закон не подлежит обязательному рассмотрению в Совете Федерации, поскольку не содержит вопросов, предусмотренных статьей 106 Конституции Российской Федерации, и может быть рассмотрен не позднее 9 июля 2016 года.
В соответствии со статьёй 9 Федеральный закон вступает в силу с 1 июля 2017 года, за исключением отдельных положений, для которых настоящей статьей предусмотрен иной срок вступления их в силу.
Настоящее заключение направляется Председателю Совета Федерации В.И. Матвиенко, заместителю Председателя Совета Федерации Г.Н. Кареловой, заместителю Председателя Совета Федерации Е.В. Бушмину, председателю Комитета Совета Федерации по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера Д.И. Азарову, председателю Комитета по экономической политике Ю.В. Неёлову, председателю Комитета Совета Федерации по конституционному законодательству и государственному строительству А.А. Клишасу, полномочному представителю Президента Российской Федерации в Совете Федерации А.А. Муравьёву, полномочному представителю Правительства Российской Федерации в Совете Федерации А.В. Яцкину.
Заместитель Руководителя |
Е.Ю. Егорова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.